Разрешительная молитва на русском языке. Разрешительная молитва над запрещенным

Полное собрание и описание: молитва иерея разрешительная для духовной жизни верующего человека.

Молитва очищения, читаемая священнослужителем над человеком после того, как совершен какой-либо обряд, называется разрешительной. Считается в православной вере, что разрешительная молитва очищает человеческую душу, снимает тяготу собственных грехов, избавляет от «нечистоты». Что значит «нечистота» в церковном понятии, разъясним ниже.

Когда читают разрешительную молитву?

Бог, посредством священника, отпускает человеческие грехи через «формулу» очищения. Этой «формулой» и является разрешительная молитва. Произносить ее следует только в тех случаях, когда верующий христианин действительно осознал свои совершенные грехи, ошибки и возненавидел их. Только в том случае человек не может раскаяться, если молитва эта читается при отпевании. Так когда же читается разрешительная молитва?

В православной церкви есть всего три случая, когда прощение грехов происходит с использованием разрешительной молитвы:

Разрешительная молитва на отпевании

Каждый, кто считает себя христианином, должен исполнить свой религиозный долг и проводить своих близких и родных в последний путь достойно. О прощении грехов умерших церковь молится не только на заупокойных службах, панихидах. При отправлении человека в вечность священнослужитель совершает обряд отпевания, затем происходит погребение.

В конце отпевания священником прочитывается разрешительная молитва. Текст ее пишется на листе, который обязательно должен включаться в любой погребальный набор. После того как молитва прочтена, ее нужно вложить усопшему в правую руку.

В тексте такой молитвы прошения от всех молящихся и от лица священника о прощении умершему грехов его. Этим выражается надежда на то, что Господь освободит, простит человека от земных грехов и примет умершего в рай. Кроме этого, в молитве просится избавить усопшего от различных проклятий, которые могли быть наложены на него недоброжелателями в жизни.

Таким образом, при обряде отпевания разрешительная молитва является очень важной его составляющей. Священники называют это молитвословие главным для отошедшего в мир иной. В церкви также разрешительная молитва называется «подорожной».

Беременность и роды

В современном мире, как и прежде, к беременной женщине относятся с трепетом и любовью. Защищают ее, стремятся не вступать в конфликты, уступают во всем. Но вот для храма и религии женщина, ждущая чадо свое, и молодая мамочка – это запрет. Чтобы посетить церковь, обязательно читается очистительная или разрешительная молитва матери после родов, проводится определенный ритуал. Удивлены? Но это так. Даже при крещении своего младенца, прежде чем пойти в храм, женщина проходит подобный обряд. Молодые христианки, которые чтут законы церкви, должны не только воспользоваться разрешительной молитвой, но также совершить обряд, который в современности зачастую содержит различные ошибки. Чтобы их избежать, обратитесь к батюшке, он разъяснит, что нужно сделать женщине после родов и что – перед крещением малыша.

Нечистота женщины

В соответствии с Новым Заветом, человек может оскверниться только душой, он не может иметь физическую нечистоту. Но, к сожалению, это касается мужчин. Женщина в православии подвержена ритуальной физической нечистоте. Благодарить нужно за это прародительницу нашу Еву, которая таки поддалась змею-искусителю, а потом «впарила» запретное яблоко Адаму.

  • Нечистота «циклическая». В критические дни женщина не допускается в церковь. В это время ей запрещено прикасаться к святым иконам и причащаться. Как исключение позволяется это тем, кто во время таких дней лежит на смертном одре.
  • Родовая нечистота. В течение сорока дней после разрешения от бремени (то есть после родов) женщины считаются нечистыми. От походов в церковь они должны воздерживаться. Как и при первом случае, им также запрещено причащаться и касаться священных предметов.

Откуда в христианстве вообще возникло понятие нечистоты, когда необходима к прочтению разрешительная молитва после родов?

Концепцию этого православие позаимствовало еще из иудаизма. В книге Левит поясняется, что в период менструации женщина нечиста, а также в течение 40 дней после того, как разродится. О предубеждениях к женщине в этом вопросе свидетельствует и то, что после рождения мальчика женщина нечиста 40 дней, а если родилась девочка – все 80. Из-за первородного греха Евы преследует в христианстве женщин такая дискриминация.

Законы посещения храма

Большинство молодых женщин не может смириться и понять, почему же запрещено входить в храм «нечистыми», а также с младенцем после родов. На это существуют свои религиозные законы и причины, которые истинные христианки должны соблюдать. Запреты идут в следующей последовательности:

  • Во-первых, женщина после родов с кровянистыми выделениями относится к нечистой. В этот момент организм ее и она сама очищаются от последствия грязи сексуальных контактов, так считает Библия.
  • Во-вторых, великий закон – в церкви грех проливать кровь в любом виде. Ранее не имелось современных средств гигиены, и на посещения храма появился запрет.
  • В-третьих, на здоровье мамы и ее малыша может негативно сказаться скопление людей в церкви. Особенно это касается эпидемиологических периодов.

Как видно из вышесказанного, не только религиозные причины запрещают посещать церковь в такие дни. Лучше прислушаться к советам, чтобы избежать проблем.

Разрешительная молитва на исповеди

Таинство покаяния – церковный ритуал, при котором перед священником человек признается в своих грехах и просит ему их отпустить. После одностороннего монолога кающегося священник прощает все прегрешения, происходит незримое прощение от Бога. По своей сути исповедование – это тяжелый душевный труд. Человек обнажает душу свою перед священником – «слугой Господа». Как проходит покаяние?

  • Священником произносятся определенные молитвы, которые побуждают кающегося чистосердечно признаться в грехах.
  • Человек, встав на колени пред аналоем, где лежит Евангелие, озвучивает свои грехи как перед Господом.
  • По окончании исповеди голову раскаявшегося священник покрывает епитрахилью (расшитой тканью).
  • Читается разрешительная молитва таинства исповеди, благодаря которой священник именем Христовым освобождает раскаявшегося от грехов его.

Раскаяние в грехах способствует тому, что душа человека очищается, за счет этого происходит сближение и примирение с Господом.

Разрешительная молитва

1) Разреши́тельная моли́тва – молитва, которую священник произносит в конце таинства исповеди, возложив на голову кающегося епитрахиль:

«Господь и Бог наш, Иисус Христос, благодатию и щедротами Своего человеколюбия да простит ти чадо (имя), и аз недостойный иерей Его властию мне данною прощаю и разрешаю тя от всех грехов твоих, во Имя Отца и Сына, и Святаго Духа. Аминь».

2) Молитва, читаемая священником в конце отпевания. В ней испрашивается усопшему прощение содеянных согрешений (разрешение, освобождение от них).

В Русской Православной Церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы. Лист с текстом этой молитвы называется разрешительной грамотой, или подорожной.

Вы можете отметить интересные вам фрагменты текста, которые будут доступны по уникальной ссылке в адресной строке браузера.

Разрешительная молитва

1. Тайносовершительная молитва исповеди. Молитва, которую священник произносит в конце исповеди, возложив на голову кающегося епитрахиль. При чтении разрешительной молитвы священник или архиерей данной ему властью (см. Мф. 18, 18) отпускает кающемуся исповеданные грехи. Разрешительная молитва обратного действия не имеет. Если обстоятельства заставляют священника торопиться, он может прочитать только «разрешительную формулу», которая содержится в последней молитве исповеди.

2. Молитва, читаемая священником или архиереем в конце отпевания. В ней он просит Бога разрешить умершего от соделанных при жизни грехов. В православной церкви по древней традиции в руку умершему влагается лист с текстом разрешительной молитвы. Лист с текстом этой молитвы называется разрешительной грамотой, или подорожной.

Молитва разрешительная от иерея над преставльшимся чадом чтомая

Молитва разрешительная от иерея над преставльшимся чадом чтомая

Госпо?дь наш Иису?с Христо?с, Боже?ственною Свое?ю благода?тию, да?ром же и вла?стию, да?нною святы?м Его? ученико?м и Апо?столом, во е?же вяза?ти и реши?ти грехи? челове?ков (рек им: приими?те Ду?ха Свята?го, и?хже отпустите? грехи?, отпу?стятся им; и?хже удержите?, удержа?тся; и ели?ка а?ще свя?жете и разрешите? на земли?, бу?дут свя?зана и разреше?на и на Небеси?); от о?нех же и на ны друг другоприима?тельно прише?дшею, да сотвори?т чрез мене?, смире?ннаго, проще?но и сие? по ду?ху ча?до (имярек) от всех, ели?ка я?ко челове?к согреши? Бо?гу сло?вом или? де?лом, или? мы?слию, и все?ми свои?ми чу?вствы, во?лею или? нево?лею, ве?дением или? неве?дением; а?ще же под кля?твою или? отлуче?нием архиере?йским или иере?йским бысть, или а?ще кля?тву отца? своего? или? ма?тере своея? наведе? на ся, или? своему? прокля?тию подпаде?, или? кля?тву преступи?, или? ины?ми не?киими грехи? я?ко челове?к связа?ся, но о всех сих се?рдцем сокруше?нным пока?яся, и от тех всех вины? и ю?зы да разреши?т его? [или ю?]; ели?ка же за не?мощь естества? забве?нию предаде?, и та вся да прости?т ему? [или ей], человеколю?бия ра?ди Своего?, моли?твами Пресвяты?я и Преблагослове?нныя Влады?чицы на?шея Богоро?дицы и Присноде?вы Мари?и, святы?х сла?вных и всехва?льных Апо?стол, и всех святы?х, ами?нь.

Молитва иерея, приступающего к служению Литургии

Молитва иерея, приступающего к служению Литургии БОЖЕ МОЙ И ГОСПОДИ ИИСУСЕ ХРИСТЕ, се аз, недостойный иерей дерзаю паки приступити к страшному Престолу Твоему, да службу мою совершу. Молю Тя, Царю безначальне, Сый прежде всех век: не отврати Лица Твоего от отрока Твоего, и

Разрешительная молитва

Разрешительная молитва ОТЧЕ НАШ НЕБЕСНЫЙ, Боже Вседержителю, хотяй всем человеком спастися и в разум истины Твоея приити, Тебе просим и Тебе молим, Господи: подаждь спасение рабом Твоим сим, и всю болезнь их утоли. Избави я от всякаго рабства греховнаго. Прости им

Молитва разрешительная, читающаяся священником над скончавшимся

Молитва разрешительная, читающаяся священником над скончавшимся Господь наш Иисус Христос божественною Своею благодатию, даром и властью, связывать и разрешать грехи человеческие, которую Он дал святым Своим ученикам и Апостолам, когда сказал им: “Примите Духа Святого.

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери перед Ея образом на молебне

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери перед Ея образом на молебне О Пресвятая Госпоже Владычице Богородице! Приими недостойную молитву нашу и сохрани нас от навета злых человек и от внезапныя смерти, и даруй нам прежде конца покаяние. На моление наше

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери пред ее образом на молебне

Молитва, чтомая в часовне Иверской иконы Божией Матери пред ее образом на молебне О Пресвята?я Госпоже? Влады?чице Богоро?дице! Приими? недосто?йную моли?тву на?шу, и сохрани? нас от наве?та злых челове?к и от внеза?пныя сме?рти, и да?руй нам пре?жде конца? пока?яние. На моле?ние

23. Освобождает ли усопшего от грехов читаемая над ним разрешительная молитва?

23. Освобождает ли усопшего от грехов читаемая над ним разрешительная молитва? После Канона и пения стихир, завершающегося стихирой Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, над гробом почившего читается Евангелие, а затем священник произносит разрешительную молитву. Смысл ее

Разрешительная молитва над запрещенным.

Разрешительная молитва над запрещенным. «Милосердный, Всеблагой и Человеколюбивый Господи! Ты, по Своим щедротам, послал в мир Своего Единородного Сына, чтобы Он разорвал запись наших грехов, расторг узы связанных грехами и возвестил освобождение пленным; Ты Сам,

Молитва, от иерея глаголемая на исход души

Молитва, от иерея глаголемая на исход души Владыко Господи Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Иже всем человеком хотяй спастися и в разум истины приити, не хотяй смерти грешному, но обращения и живота; молимся и мили ся Ти деем, душу раба Твоего (имя) от всякия

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ

МОЛИТВА КО ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЕ ПРЕПОДОБНОГО ИЕРОСХИМОНАХА НИЛА СОРСКОГО, ЧТОМАЯ В ДЕНЬ ВОСКРЕСНЫЙ О всемилостивая Дево Богородице, Мати щедрот и человеколюбия, прелюбезная надежде и упование мое!О Мати пресладкаго, перворожденнаго и всяку любовь превосходящаго

На кончину иерея

На кончину иерея Пришла смерть и отъяла у нас член. В меру будем плакать и без меры радоваться, потому что взятый у нас переселен в Едем.Истинный сей иерей украшался и сиял Твоей любовью, которая есть исполнение закона (Рим. 13:10). Истина Твоя да защитит его!Телесные члены

На кончину иерея

На кончину иерея «Поминайте меня, братия и возлюбленные мои, ради Бога, разлучившего меня с вами. Когда сонм ваш предстоит на служении, да приидет молитва ваша и отрясет прах от очей моих, и восстану, и прославлю Воскрешающего мертвых.Солнце правды воссияет в шеоле,

На кончину иерея

На кончину иерея Смерть - святым блаженство, праведным - радость, а грешникам - скорбь, нечестивым - отчаяние.Добрые в день отшествия не чувствуют ни страха, ни болезни; а злые трепещут смерти, зная, что ожидает их Суд.Кто облечен плотью, тот болезнует в день смерти;

На кончину иерея

На кончину иерея «Поминайте меня во святилище, сослужители мои, смерть разлучила меня с духовным вашим сообществом!»– Не скорби, возлюбленный наш, что разлучился ты с нами, душа твоя в день воскресения вселится со святыми. От юности своей восприял ты на себя иго Господа

На кончину иерея

На кончину иерея – В очах Господа Бога нашего честна смерть и славна кончина благочестивого святого отца нашего. Мужественно совершил он духовную брань свою, победоносно окончил божественную борьбу. Избранный сосуд - непорочную и святую плоть свою оставил он нам, а

Молитва, от Иерея глаголемая на исход души

Молитва, от Иерея глаголемая на исход души Владыко Господи Вседержителю, Отче Господа нашего Иисуса Христа, Иже всем человеком хотяй спастися и в разум истины приити, не хотяй смерти грешному, но обращения и живота; молимся и мили ся Ти деем, душу раба Твоего (имя) от всякия

15. Готовясь к исповеди я свои грехи записал на бумаге. Разрешительная молитва была прочитана надо мной. т.е. что я там написал священник не знал. В таком случае за эти грехи надо исповедоваться еще раз или они уже прощены Господом?

15. Готовясь к исповеди я свои грехи записал на бумаге. Разрешительная молитва была прочитана надо мной. т.е. что я там написал священник не знал. В таком случае за эти грехи надо исповедоваться еще раз или они уже прощены Господом? Вопрос: Готовясь к исповеди я свои грехи

Разрешительная молитва после исповеди

Разрешительная молитва – это молитва очищения, которую читает священнослужитель над человеком после совершения определенного обряда. Считается, что благодаря ей человек может избавиться от «нечистоты» и тем самым приблизиться к Господу.

Мы узнаем, в каких случаях произносятся «очищающие словесные формулы» , и для чего это делается.

Когда читается разрешительная молитва?

По сути, «формула» очищения – это отпущение Блогом посредством священника человеческих грехов. Однако произносится она только в том случае, если христианин действительно осознал свои ошибки и возненавидел грех, который сам же и совершил. Когда же читают разрешительную молитву?

В православии по очень древней традиции прощение грехов с использование очищения происходит только в трех случаях:

В последнем варианте усопшему после совершения ритуала в руку вкладывают листочек с самой «формулой» или подорожной, как это принято называть в церковном кругу.

Молитвы при погребении

Вся служба погребения состоит из множества песнопений, которые произносятся священником на протяжении всего безрадостного мероприятия. В текстах абстрактно изображается человеческая судьба, начиная от упоминаний о первородном грехе, который был совершен нашими праотцами Адамом и Евой, и, заканчивая заповедями о том, что человек попросту возвращается в прах, из которого и был взят.

Интересно, что напутственная молитва над усопшим может читаться только в том случае, если он вел угодный Господу образ жизни.

К признакам такой жизни можно отнести:

  • ведение духовной жизни;
  • периодическое исповедование в церкви;
  • регулярное причащение.

После того как торжественная, но не очень радостная прецессия, окажется на кладбище, и священник прочтет энное количество выдержек из Евангелия, начнется ритуал очищения с произнесением разрешительной молитвы на торжественном отпевании.

Благодаря освободительным словам священнослужителя, усопшему прощаются его прегрешения, и он в каком-то смысле освобождается от тягот и бренности этого мира, если, конечно, при жизни неоднократно каялся перед Господом после совершения неблагочестивых дел. Как уже говорилось выше, после этого в руку покойника вкладывается листочек с текстом разрешительной молитвы. Тогда, вступая в загробную жизнь, человек примиряется с Господом.

Когда «формулу» очищения не читают?

Это происходит только в том случае, если священник отказывается отпевать покойного, что возможно в таких ситуациях:

  • Дни Пасхи и Рождества православными священнослужителями считаются «нерабочими» , поэтому усопшего не вносят в храм и не отпевают, даже если он при жизни был очень набожным человеком;
  • Если перед смертью в своем завещании человек просит не совершать над ним ритуала;
  • Суицидентов священник на похоронах также не уважит. Но если выяснится, что усопший имел психические расстройства, можно попытать счастье в некой комиссии – епархиальном управлении, где чисто теоретически могут выдать разрешение на отпевание.

Покаяние или исповедь – ритуал, при котором человек перед священнослужителем признается в совершении грехов. В процессе одностороннего монолога, со стороны кающегося, конечно же, священник прощает ему все прегрешения, благодаря чему незримо он автоматически получает прощение у самого Иисуса Христа.

По сути, процесс исповедования – очень тяжкий душевный труд, который заставляет человека обнажить свою душу перед «слугой Господним» , т.е. священником.

Как происходи покаяние?

  • Священник произносит определенные молитвы, побуждая христианина «чистосердечно» признаться в содеянных грехах;
  • Затем человек, стоя пред аналоем, на котором лежит Евангелие, как перед Господом озвучивает все свои грехи;
  • После исповеди священнослужитель покрывает голову раскаявшегося расшитой тканой лентой – епитрахилью;
  • Далее произносится разрешительная молитва на таинстве исповеди, благодаря которой священник именем Христа освобождает христианина от грехов.

Раскаяние в грехах перед человеком способствует очищению души христианина, за счет чего происходит его примирение с Господом.

Разрешительная молитва для матери

Самое интересное, что Русская православная церковь доктринально не имеет права предполагать какую-либо физическую нечистоту, о чем неоднократно упоминается в Новом Завете, в частности, в Деяниях в гл. 10 и в Евангелие от Марка в гл. 7. Таким образом, человек может оскверниться только душевно, но на практике дело обстоит иначе. Ритуальная физическая нечистота христианина препятствует связи с сакральным.

Возможно, нелюбовь к женщине обусловлена поведением Евы, которая все-таки «впарила» Адаму запретное яблоко.

Ведь на самом деле физически нечистыми в православии могут быть только женщины:

  • «Циклическая» нечистота. Критические дни можно считать прямым показанием к тому, чтобы не допустить женщину в церковь. В этот период она не имеет права прикасаться к какой-либо священной атрибутике или же причащаться. Исключение делается только для тех, кто на момент менструаций находится на смертном одре;
  • Родовая нечистота. Новоиспеченные матери еще на протяжении 40 дней после рождения ребенка считаются нечистыми, поэтому должны воздержаться от походов в церковь. Как и в предыдущем варианте, она не имеет право причащаться и прикасаться к священным предметам.

Откуда, вообще, взялось понятие нечистоты, при котором должна произноситься разрешительная молитва для матери?

Данная концепция была позаимствована православием еще из иудаизма, а если быть, точнее, из предписаний книги Левит. Именно в ней говорится о том, что женщина является нечистой в период менструаций, а также на протяжении 40 дней после того, как исторгнет чадо из своего лона.

О том, что к женщине относятся с предубеждением, свидетельствует и тот факт, что при рождении мальчика она нечиста на протяжении 40 дней, при рождении девочки – все 80. Судя по всему, прекрасная половина человечества столкнулась с подобной дискриминацией только из-за первородного греха, совершенного Бог знает когда Евой.

С другой стороны, в иудаизме и христианстве рождение ребенка должно считаться благом. Апеллировать в данном случае можно к первому Посланию к Тимофею гл. 2, где говорится о том, что «жена спасется чадородием» . Фактически этот момент опускается и в современных православных представлениях деторождение отождествляется с осквернением. Именно поэтому священник должен прочесть разрешительную специальную молитву после родов, чтобы женщина по истечении 40 или 80 дней могла вернуться в церковь.

Разрешительная молитва – своеобразный способ очищения человеческой души, благодаря которому христианин может приблизиться к Господу. Несмотря на определенный свод ограничительных законов, установленных каноническими правилами, «формула» очищения позволяет человеку избавиться от тягот собственных грехов.

Когда душа человека простилась с телом и постигает вечность, необходимо совершить обряд отпевания для отпущения всех грехов. Во время службы на примере Адама и Евы как бы прослеживается вся жизнь человека. Несмотря на нарушение канонов и иногда недостаток веры в Бога, человек все равно является его образом и подобием, поэтому достоин его милости. Отпевание заканчивается разрешительной молитвой, которую читает священнослужитель, чтобы Бог простил грехи новопреставленного и дал ему надежду (разрешение) на Царствие Небесное.

Даже если человек не успел исповедоваться и покаяться перед смертью в совершении грехов, с помощью разрешительной молитвы усопший с миром отпускается в загробную жизнь. Лист бумаги или кусок ткани с написанной молитвой в конце отпевания вкладывается в руку усопшего.

Текст разрешительной молитвы

«Господь Иисус Христос, Бог наш, Иже Божественныя заповеди святым Своим учеником и апостолом давый, во еже вязати (здесь: не прощать) и решити (и прощать) падших грехи, и от оных паки (от них вновь, опять) мы приемше вины (причину, повод) тоежде (то же) творити: да простит тебе, чадо духовное, аще что соделал еси в нынешнем веце, вольное или невольное, ныне и присно, и во веки веков. Аминь»

После отпевания следует обряд прощания родственников и близких с усопшим, затем крышка гроба заколачивается, и происходит погребение в землю. Сразу на кладбище устанавливается надгробный крест , пусть даже пока временный.

Со времен, когда следование православным канонам в нашей стране не приветствовалось, и крест не устанавливался, в обиход вошла традиция украшать могилу ритуальными венками из искусственных цветов. Эта тенденция сохранилась до сих пор.

Что такое свеча упокоения?

Во время обряда отпевания и прощания с покойным каждый человек стоит с зажженной свечой и молится о спасении души усопшего. В конце ритуальной церемонии все свечи в руках родных и близких гасятся как символ окончания жизни на земле. Также перестает гореть свеча в руке усопшего, куда затем кладут разрешительную молитву и крест.

После отпевания родственники, прощаясь с покойным, могут поцеловать его в лоб и приложиться к иконе на груди покойного, которую затем забирают домой, и молятся перед ней о спасении души новопреставленного.

Свечи упокоения зажигаются и перед гробом покойного со всех сторон: у изголовья, у ног и по бокам. Это символизирует переход души человека в мир иной. В храме об упокоении усопшего свечи ставятся перед Распятием, при этом человек должен прочесть молитву: «Упокой, Господи, душу усопшего раба Твоего (имя)».

Церковная утварь для похорон: лампадка как символ вечного Света

По православному обряду в доме усопшего перед иконами зажигаются церковные свечи. Они должны непрерывно гореть до тех пор, пока тело покойного не вынесут из дома. Но ведь свечи от малейшего дуновения гаснут, поэтому родственники приобретают специальные лампадки. Они являются символом вечного Света и духовного союза Бога и человека. В Священном Писании отделением света от тьмы начинается история спасения человечества.

Данная церковная утварь пригодится еще и не раз, ведь свечи принято зажигать в дни поминовения: на 9, 20, 40, 365 дни годовщины со дня смерти родственника, а также по большим церковным праздникам.

Важно отметить

Для горения лампады используется специальное масло, которое можно зажигать только с помощью церковной свечи, но никак не обычными спичками.

При зажигании лампадки не забудьте прочитать молитву: «Возжги, Господи, угасший светильник души моея светом добродетели и просвети мя, Твое создание, Творче и Благодетелю, Ты бо еси невещественный Свет мира, приими сие вещественное приношение: свет и огонь, и воздаждь ми внутренний свет уму и огнь сердцу. Аминь».

Лампадки окрашены в цвета церковных облачений священнослужителей. То есть дни Великого Поста ознаменованы синим цветом. Если ваш близкий человек умер в это время, то стоит приобрести именно такую церковную утварь. На Пасху и после нее используется красная лампадка, на Троицу — зеленая, в дни Рождества и Преображения - белую.

Силу огня лампадки необходимо контролировать и убавлять, чтобы не допустить образования копоти и чрезмерного распространения запаха, что может привести к головным болям и так подавленных горем людей.

Ритуальная церковная утварь является неотъемлемой частью похорон, о чем забывать не следует. Все атрибуты стоят недорого, поэтому позаботиться об этом не составит никакого труда.

После Канона и пения стихир, завершающегося стихирой Плачу и рыдаю, егда помышляю смерть, над гробом почившего читается Евангелие, а затем священник произносит разрешительную молитву. Смысл ее - в том, что ею священник разрешает усопшего от бывших на нем запрещений и епитимий за те грехи, в которых он раскаялся в Таинстве покаяния, или забыты, либо не осознаны. Однако эта молитва не разрешает от тех грехов, в которых покойный не каялся или которые были им сознательно утаены, поэтому ее действие нельзя сравнивать с разрешительной молитвой священника на исповеди.

Священник берет с аналоя заранее приготовленный текст молитвы. Читает её. Сворачивает листок с молитвой и вкладывает его в правую руку усопшего. Этой молитвой разрешаются бывшие на умершем запрещения и грехи, в которых он покаялся и которые при покаянии он не мог вспомнить, и умерший с миром отпускается в загробную жизнь. Собственно, на этом чин отпевания завершается.

Молитва очень древняя, взята из текста литургической службы апостола Иакова . Но обычай для христианской истории достаточно поздний, возникший на Руси в XI веке. Его появление и включение в церковный обиход настолько вписаны в русскую историю, что об этом стоит рассказать подробно.

…К великому князю киевскому Ярославу Мудрому явился из Варяжской земли на службу молодой человек по имени Шимон. И привел ещё «три тысячи своих людей». Это и по нынешним временам много. Допустим, что «тысяча» в летописном тексте не число, а обозначает (такое бывает), что Шимон привел три отряда, три отборные, пусть и не тысячные, дружины. Тоже немало. Особенно если учесть, что это сделал сын варяжского конунга (военного вождя), выгнанный после смерти отца со своей земли родным дядей.

Этот шведский Гамлет, не ставший затевать очередную смуту-свару на родной земле, на Руси сам и потомки его были в большом доверии у великих князей — служили наставниками-воспитателями княжичей, а когда те вырастали, становились их доверенными лицами в делах военных и судебных, управляли отдельными землями, городами. Боярские роды Воронцовых, Вельяминовых, Сабуровых, Аксаковых и другие восходят к Шимону. Но почему именно сказанием о Шимоне начинается «Киево-Печерский патерик «, то есть история Киево-Печерской лавры, её подвижников?

Да потому, что Шимону в моменты смертельной опасности дважды являлась в видении церковь дивная каменная и понял он, что этот храм будет построен в только зачинавшейся тогда Печерской обители, и принес он преподобному Антонию драгоценный вклад — золотой венец и золотой пояс, снятый им со статуи Христа у себя на родине. И пояс тот стал мерилом, по которому высчитывались пропорции будущего храма, соборной Успенской церкви. И после Шимон большие вклады делал в обитель.

Годы спустя пришел Шимон, переиначенный на Руси в Симона, к игумену Печерской обители преподобному Феодосию, наставнику и другу. И попросил: сделай мне, отче, дар. «Ты же ведаешь, чадо, — отвечал искренне и предусмотрительно Феодосий, — ведаешь убожество наше. Иногда в избытке и хлеба не имеем на день, иного же не знаю, что и имею». Симон объяснил, что имеет Феодосий: благодать от Бога. И просил одного — обещания, что душа Феодосия будет благословлять Симона и близких его при жизни и после смерти. Преподобный Феодосий отвечал ему разно — что не ведает пока, доходит ли до Бога молитва его, ещё не свершил он задуманных святых дел на земле, а молится о тех, кто любит «сие место святое» — Печерский монастырь, и так, без просьб и обещаний.

Но все-таки Симон настоял не только на словесном обещании Феодосия молиться о нем на земле и на небесах, но и умолил «написанием» то подтвердить. Так явилась первая «отпустительная грамота» — «разрешительная молитва». «И с тех пор утвердилось таковое написание влагать умершим в руку, прежде же никто не сотворял того на Руси», — сказано в «Киево-Печерском патерике».

Трудно сказать, когда именно и как стал тот частный случай непременным обычаем в русском православном обряде отпевания. Совершенно точно, что к началу XIII века так оно уже было, когда писался «Патерик». И вот как завершается «Житие Александра Невского «, составленное его современником, — речь идет о смерти князя в 1263 году: «Когда святое тело его уже было положено в раку (гроб), тогда эконом Севастьян и митрополит Кирилл захотели разжать ему руку, чтобы вложить в неё духовную грамоту. А он, будто живой, протянул руку и взял грамоту из руки митрополита. И их охватил ужас, и они едва сумели отступить от раки. Об этом все слышали от господина митрополита Кирилла и от его эконома Севастьяна. Кто не подивится этому, ибо тело было бездушным и везено было из дальнего города в зимнее время. Так вот прославил Бог угодника своего».

Само действие по вложению в руку усопшего грамоты с молитвой никак не объясняется, то есть уже было обыкновенным. Чудо — в руке, протянутой навстречу «разрешительной молитве».

Сообщается в «Житии» и другое: перед смертью князь Александр принял иноческий постриг, а затем и больший монашеский чин — схиму. Пострижение перед смертью — если такое успевалось сделать — стало обыкновением у русских князей. Традиция эта византийская, давняя, но на Руси воспринятая всего лет за сто до кончины Александра Невского. Сначала как частный случай и даже в своем роде исключительный: черниговский князь Святослав Давыдович оставил жизнь светскую и семейную — постригся в монахи Киево-Печерской обители.

Около сорока лет он вел жизнь смиренного послушника, выполнял самые утомительные работы, питался скудно. Средства, которые имел, вступая в монастырь, и потом получал от родственников и почитателей, отдавал на строительство Печерских храмов, на приобретение книг для монастырской библиотеки, на милостыню больным и нищим. Говорят, что его молитвами исцелялись, и князь Святослав Давыдович вошел в русские святцы как инок Николай Святоша, преподобный.

«В службе отпевания есть трудные моменты. Нужно собрать всю нашу веру и всю нашу решимость, чтобы начать эту службу словами: «Благословен Бог наш…» Порой это предельное испытание для нашей веры. «Господь дал, Господь взял, да будет имя Господне благословенно», — сказал Иов. Но это нелегко сказать, когда мы раздираемся сердцем, видя, что тот, кого мы любим больше всего, лежит мертвым перед нашим взором.

А затем следуют молитвы, полные веры и чувства реальности, и молитвы человеческой хрупкости; молитвы веры сопровождают душу усопшего и приносятся перед лицом Божиим как свидетельство любви. Потому что все молитвы об усопшем являются именно свидетельством перед Богом о том, что этот человек прожил не напрасно. Как бы ни был этот человек грешен, слаб, он оставил память, полную любви: все остальное истлеет, а любовь переживет все. Вера пройдет, и надежда пройдет, когда вера станет видением и надежда — обладанием, но любовь никогда не пройдет.

Поэтому когда мы стоим и молимся об усопшем, мы на самом деле говорим: «Господи, этот человек прожил не напрасно. Он оставил по себе пример и любовь на земле; примеру мы будем следовать; любовь никогда не умрет». Провозглашая перед Богом нашу неумирающую любовь к усопшему, мы утверждаем этого человека не только во времени, но и в вечности. Наша жизнь может быть его искушением и его славой. Мы можем жить, воплощая своей жизнью все то, что было в ней значительного, высокого, подлинного, так, что когда-то, когда придет и нам время со всем человечеством стать перед Богом, мы сможем принести Господу все плоды, всю жатву семян, посеянных его примером, его жизнью, которые проросли и принесли плод благодаря нашей неумирающей любви… Его пример, его слово, его личность были словно семя, брошенное в почву, и этот плод принадлежит ему…»

И с другой стороны, есть вся боль, все горе, которое мы ощущаем совершенно справедливо, скорбь, которая от лица умирающего выражена в одном из тропарей «Канона на исход души»: «Плачьте, воздохните, сетуйте: се бо от вас ныне разлучаюся».

И вместе с тем есть несомненная уверенность, что смерть, которая для нас — потеря и разлука, есть рождение в вечность, что она — начало, а не конец; что смерть — величественная, священная встреча между Богом и живой душой, обретающей полноту только в Боге».

По материалам книги Людмилы Никеевой «Долгие проводы» и Азбука.ру

Разрешительная молитва – это молитва очищения, которую читает священнослужитель над человеком после совершения определенного обряда. Считается, что благодаря ей человек может избавиться от «нечистоты» и тем самым приблизиться к Господу.

Мы узнаем, в каких случаях произносятся «очищающие словесные формулы» , и для чего это делается.

Когда читается разрешительная молитва?

По сути, «формула» очищения – это отпущение Блогом посредством священника человеческих грехов. Однако произносится она только в том случае, если христианин действительно осознал свои ошибки и возненавидел грех, который сам же и совершил. Когда же читают разрешительную молитву?

В православии по очень древней традиции прощение грехов с использование очищения происходит только в трех случаях:

  • после родов;
  • после исповеди;
  • при отпевании.

В последнем варианте усопшему после совершения ритуала в руку вкладывают листочек с самой «формулой» или подорожной, как это принято называть в церковном кругу.

Молитвы при погребении

Вся служба погребения состоит из множества песнопений, которые произносятся священником на протяжении всего безрадостного мероприятия. В текстах абстрактно изображается человеческая судьба, начиная от упоминаний о первородном грехе, который был совершен нашими праотцами Адамом и Евой, и, заканчивая заповедями о том, что человек попросту возвращается в прах, из которого и был взят.

Интересно, что напутственная молитва над усопшим может читаться только в том случае, если он вел угодный Господу образ жизни.

К признакам такой жизни можно отнести:

  • ведение духовной жизни;
  • периодическое исповедование в церкви;
  • регулярное причащение.

После того как торжественная, но не очень радостная прецессия, окажется на кладбище, и священник прочтет энное количество выдержек из Евангелия, начнется ритуал очищения с произнесением разрешительной молитвы на торжественном отпевании.

Благодаря освободительным словам священнослужителя, усопшему прощаются его прегрешения, и он в каком-то смысле освобождается от тягот и бренности этого мира, если, конечно, при жизни неоднократно каялся перед Господом после совершения неблагочестивых дел. Как уже говорилось выше, после этого в руку покойника вкладывается листочек с текстом разрешительной молитвы. Тогда, вступая в загробную жизнь, человек примиряется с Господом.

Когда «формулу» очищения не читают?

Это происходит только в том случае, если священник отказывается отпевать покойного, что возможно в таких ситуациях:


  • Дни Пасхи и Рождества православными священнослужителями считаются «нерабочими» , поэтому усопшего не вносят в храм и не отпевают, даже если он при жизни был очень набожным человеком;
  • Если перед смертью в своем завещании человек просит не совершать над ним ритуала;
  • Суицидентов священник на похоронах также не уважит. Но если выяснится, что усопший имел психические расстройства, можно попытать счастье в некой комиссии – епархиальном управлении, где чисто теоретически могут выдать разрешение на отпевание.

Таинство покаяния

Покаяние или исповедь – ритуал, при котором человек перед священнослужителем признается в совершении грехов. В процессе одностороннего монолога, со стороны кающегося, конечно же, священник прощает ему все прегрешения, благодаря чему незримо он автоматически получает прощение у самого Иисуса Христа.

По сути, процесс исповедования – очень тяжкий душевный труд, который заставляет человека обнажить свою душу перед «слугой Господним» , т.е. священником.

Как происходи покаяние?

  • Священник произносит определенные молитвы, побуждая христианина «чистосердечно» признаться в содеянных грехах;
  • Затем человек, стоя пред аналоем, на котором лежит Евангелие, как перед Господом озвучивает все свои грехи;
  • После исповеди священнослужитель покрывает голову раскаявшегося расшитой тканой лентой – епитрахилью;
  • Далее произносится разрешительная молитва на таинстве исповеди, благодаря которой священник именем Христа освобождает христианина от грехов.

Раскаяние в грехах перед человеком способствует очищению души христианина, за счет чего происходит его примирение с Господом.

Разрешительная молитва для матери

Самое интересное, что Русская православная церковь доктринально не имеет права предполагать какую-либо физическую нечистоту, о чем неоднократно упоминается в Новом Завете, в частности, в Деяниях в гл. 10 и в Евангелие от Марка в гл. 7. Таким образом, человек может оскверниться только душевно, но на практике дело обстоит иначе. Ритуальная физическая нечистота христианина препятствует связи с сакральным.

Возможно, нелюбовь к женщине обусловлена поведением Евы, которая все-таки «впарила» Адаму запретное яблоко.

Ведь на самом деле физически нечистыми в православии могут быть только женщины:

  • «Циклическая» нечистота. Критические дни можно считать прямым показанием к тому, чтобы не допустить женщину в церковь. В этот период она не имеет права прикасаться к какой-либо священной атрибутике или же причащаться. Исключение делается только для тех, кто на момент менструаций находится на смертном одре;
  • Родовая нечистота. Новоиспеченные матери еще на протяжении 40 дней после рождения ребенка считаются нечистыми, поэтому должны воздержаться от походов в церковь. Как и в предыдущем варианте, она не имеет право причащаться и прикасаться к священным предметам.

Откуда, вообще, взялось понятие нечистоты, при котором должна произноситься разрешительная молитва для матери?

Данная концепция была позаимствована православием еще из иудаизма, а если быть, точнее, из предписаний книги Левит. Именно в ней говорится о том, что женщина является нечистой в период менструаций, а также на протяжении 40 дней после того, как исторгнет чадо из своего лона.

О том, что к женщине относятся с предубеждением, свидетельствует и тот факт, что при рождении мальчика она нечиста на протяжении 40 дней, при рождении девочки – все 80. Судя по всему, прекрасная половина человечества столкнулась с подобной дискриминацией только из-за первородного греха, совершенного Бог знает когда Евой.

Читаемая священником в конце исповеди молитва называется разрешительной. Для того чтобы правильно пройти весь обряд исповеди нужно не просто перечислить свои грехи, — необходимо полное и искреннее раскаяние в содеянном. В процессе исповедования духовником, если он посчитает это нужным, могут задаваться дополнительные вопросы. Выслушав исповедь и высказав наставления, духовник молится о . После заключительной молитвы исповедовавшийся встает на колени, голову его покрывают епитрахилью, и произносится текст разрешительной молитвы.

Отпущение грехов по разрешительной молитве

Христианская молитва называется разрешительной потому, что человеку отпускаются все исповеданные грехи и разрешается приступить к Причастию. Священник может не прочитать разрешительную молитву и не допустить к Причастию в том случае, если видит отсутствие искреннего раскаяния у человека или, если невозможно, вследствие тяжести содеянного, немедленно отпустить грехи. О том, как именно прощаются грехи, в православии существуют два мнения. Одни убеждены в том, что если духовник прочел разрешающую молитву, то . Другие утверждают, что милосердие Бога не связано с обрядовыми действиями священнослужителей. Но и те, и другие единогласны во мнении, — разрешительная молитва необходима и полезна и живым людям, и душам умерших.

Разрешительная молитва при отпевании

Над всеми умершими, кроме детей до семи лет, при отпевании священник произносит разрешительную молитву. Ее чтение молящиеся сопровождают тремя земными поклонами. Затем лист бумаги с напечатанным текстом разрешительной молитвы вкладывается в правую руку покойного. Этой молитвой испрашивается прощение усопшему всех его грехов.

Текст православной разрешительной молитвы после родов

Господь наш Иисус Христос Божественною Своею благодатию, даром же и властию, данною святым Его учеником и апостолом, во еже вязати и решити грехи человеков, рек им: приимите Духа Святаго; ихже отпустите грехи, отпустятся им; ихже удержите, удержатся; и елика аще свяжете и разрешите на земли, будут связана и разрешена и на Небеси. От онех же и на ны другдругоприимательно (преемственно, друг за другом) пришедшею (благодатию), да сотворит чрез мене, смиреннаго, прощенно и сие по духу чадо (имярек) от всех, елика яко человек согреши Богу словом или делом, или мыслию, и всеми своими чувствы, волею или неволею, ведением или неведением. Аще под клятвою или отлучением архиерейским или иерейским бысть, или аще клятву отца своего или матере своея наведе на ся, или своему проклятию подпаде, или клятву преступи, или иными некиими грехи яко человек связася (здесь: был запрещен, подлежал проклятию), но о всех сих сердцем сокрушенным покаяся и от тех всех вины и юзы (от того, что связывает) да разрешит его (ю); елика же за немощь (а все, что по немощи) естества забвению предаде, и та вся да простит ему (ей), человеколюбия ради Своего, молитвами Пресвятыя и Преблагословенныя Владычицы нашея Богородицы и Приснодевы Марии, святых славных и всехвальных апостол и всех святых. Аминь.