Дифференциация звуков ЛЬ — Й в сочетании слов-действий. Два конспекта логопедических занятий к презентациямна тему "дифференциация ль - й" Дифференциация звуков й е упражнения
Юлия Скорик
Конспект подгруппового логопедического занятия. Дифференциация звуков [л’] и [й] в слогах, словах, фразах
Тема : Дифференциация звуков "Ль" и "Й".
Цель :
Коррекционно- образовательные :
Уточнить и закрепить артикуляционно-акустическую характеристику звуков "Ль`" и "Й"
Закрепить навыки различения звуков "Ль`" и "Й" в слогах , словах , фразах .
Упражненять в различении звуков на слух и в произношении.
Коррекционно-развивающие :
Развивать фонематический слух и навыки звукового анализа .
Развивать навыки звукового анализа и синтеза .
Развивать внимание, память, мышление.
Коррекционно - воспитательные
Воспитывать уважительное отношение к ответам товарищей, слушать ответ до конца, не перебивая.
Воспитывать навыки поведения на занятии
Оборудование : индивидуальные зеркала, вата, фишки для обозначения звуков , карточки-символы с изображением положения языка при произношении звуков , предметные картинки.
Ход занятия:
Сегодня к нам на занятие пришли два друга звук "Ль" и "Й". Давайте их произнесем и посмотрим на себя в зеркало. Расскажите, где и что делает язычок.
Язычок за верхними зубами. Упирается в них и отскакивает назад.
Расскажите какой звук "Ль"?
Этот звук согласный , потому что произносится с преградой во рту. Он звонкий, произносится с голосом и мягкий, губы в улыбке.
Давайте проверим это. Ещё раз произнесём и увидим в зеркале язычок и губы. А потом почувствуем, как звенят голосовые связки в горлышке.
(Уточнение произношения звука "Й".Работа проводится аналогично.)
Сравните эти звуки , расскажите, чем они похожи и чем отличаются.
Эти звуки похожи тем , что они оба согласные, звонкие и мягкие. Отличаются тем, что когда произносим звук "Ль" кончик языка наверху, а когда "Й" - он внизу.
- Звуки приготовили зарядку для ваших язычков. Сейчас мы ее будем выполнять
Артикуляционная гимнастика :
1. «Маляр»
2. «Качели»
3. «Лопаточка»
4. «Чистим зубки»
5. «Вкусное варенье»
А теперь они хотят с вами немного поиграть и предлагают вам игру в футбол.
Дыхательная гимнастика «Футбол»
Эти звуки очень хитрые и любят вставать на место друг друга, но мы не должны допустить этого, потому что каждый звук должен стоять на своём месте.
Игра “Ладки”
Сейчас мы поиграем в «Ладки» со звуками - будем повторять эти звуки , вот так ль-й ль-й ль-й. Сначала медленно, а потом быстрее.
Игра «Дразнилки»
У вас хорошо получается, а теперь мы можем побаловаться со звуками , немного их подразним.
Игра «Запомни, повтори»
Проверим, как вы запомните слова , которые я сейчас назову. Не забываем про звуки [й] и [ль] .
лилия - аллея - листья
липа – ель – тополь
майка - галька – гайка
Хорошо, молодцы, а теперь я повторяйте за мной
Игра "Повтори”
Ой – ой – ой» – стонет мой больной.
Ель – ель – ель – клюквенный кисель.
Лю –лю - лю – телефон я свой люблю.
Лей – лей – лей – ты воды не жалей.
Ай – ай – ай – хорошенько подметай.
Уй – уй – уй – рисунок нарисуй.
- Звуки очень спортивные , они любят делать зарядку со сказочными персонажами и предлагают нам тоже сделать.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз нагнулся, два нагнулся,
Руки в сторону развёл,
Видно ключик не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
- Звуки "Ль" и "Й"очень любят сказки, а любимые их персонажи это Баба Яга и Леший. Они даже придумали с ними игру.
Игра «Отдай слово Лешему\ Бабе Яге »
Перед детьми лежать картинки со словами в которых есть звук "Ль" и "Й"
Слова со звуком "Ль" - кладут возле Лешего. А со звуком "Й" - возле Бабы Яги.
Зайка - малина
йогурт - лиса
чай - мелиса
попугай - листья
Молодцы! Все правильно разложили. Звуки поделились со мной одной интересной историей про их знакомых котят. Слушайте внимательно и повторяйте
Пальчиковая гимнастика Котята»
Вот пятеро котят. (Ладонь правой руки раскрыта.)
Один ушел - и его нет.
Ну нет его - и нет.
Котят осталось четверо. (Загнуть большой палец.)
Вот четверо котят.
Один ночной порою
На дерево залез -
Котят осталось трое. (Загнуть мизинец.)
Но где-то запищал
мышонок тонко- тонко
Котенок услыхал -
осталось два котенка. (Загнуть безымянный палец.)
Один из них с мячом
исчез в дверях бесследно, (Загнуть средний палец.)
А самый умный - тот,
оставшийся, последний - (Приложить указательный палец ко лбу.)
Он к миске подошел
и, как и должно киске, (Ладони сложить ковшиком.)
Лакать за пятерых
стал молоко из миски. (Языком изобразить лакающие движения)
Ребята, звуки предлагают нам придумать новые слова , давайте ка попробуем :
Игра «Новые слова »
боль - больной
лес - лесной
поле - полевой
пыль - пыльный
стекло - стеклянный
мыло - мыльный
стекло - стеклянный
тополь - тополиный
липа - липовый
клен - кленовый
Молодцы, звуки вас очень хвалят и они уверенны, что вы справитесь и еще с одним заданием :
Игра «Закончи предложение»
(При произнесении предложения логопед выкладывает перед детьми картинку с изображением слова для упрощения работы)
В осеннем парке земля усыпана опавшими. (листьями)
Зимой дети надевают тёплое. (пальто)
Дети пришли на прогулку в хвойный. (лес)
На опушке леса выросли высокие стройные. (ели)
Наталия поливает на клумбе. (тюльпаны)
Подвожу итог занятия :
Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо поработали. Звуки вас очень хвалят , они бы хотели еще поиграть, но им уже пора домой. Давайте с ними попрощаемся.
Расскажите, что вам сегодня больше всего понравилось?
Кто приходил к нам сегодня?
В какие игры мы с ними играли?
Публикации по теме:
Конспект занятия «Автоматизация звука [т] в слогах, словах, фразах» Цель: Коррекционно -образовательные цели: уточнение артикуляции звука «Т». Автоматизация звука «Т» в слогах, словах, предложениях. Закреплять.
Конспект индивидуального занятия в старшей группе «Дифференциация звуков [С-Ш] в слогах, словах» Цели: Дифференциация звуков [С], [Ш]. Задачи: -Развивать мышцы артикуляционного аппарата. -Развивать фонематическое восприятия. -Закрепить.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Л]-[Р]в словах, словосочетаниях, предложениях и скороговорках» Тема: Дифференциация звуков [Л] - [Р] Цели: Коррекционно – образовательные: отработка артикуляционных укладов для сонорных звуков; дифференциация.
Тема занятия: Автоматизация звука [Рь] Цель: автоматизация звука [Рь] Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнить правильную артикуляцию.
[Л] - [Л`] - 1
Упражнение № 1. Произносить (читать) слоги.
ЛЯ-ЛЯ-ЛЯ АЛЬ-АЛЬ-АЛЬ ТЛЯ-ТЛЯ-ТЛЯ
ЛЕ-ЛЕ-ЛЕ ЕЛЬ-ЕЛЬ-ЕЛЬ ТЛЕ-ТЛЕ-ТЛЕ
ЛЁ-ЛЁ-ЛЁ ЁЛЬ-ЁЛЬ-ЁЛЬ ТЛЁ-ТЛЁ-ТЛЁ
ЛЮ-ЛЮ-ЛЮ ЮЛЬ-ЮЛЬ-ЮЛЬ ТЛЮ-ТЛЮ-ТЛЮ
ЛИ-ЛИ-ЛИ ИЛЬ-ИЛЬ-ИЛЬ ТЛИ-ТЛИ-ТЛИ
АЛЯ-АЛЯ-АЛЯ ЕЛЕ-ЕЛЕ-ЕЛЕ ИЛИ-ИЛИ-ИЛИ
[Л] - [Л`] - 2
Упражнение № 2.
лавка – лямка лапа – шляпа пола – Поля
Алла – Аля юла – Юля флаги – фляги
игла – земля метла – петля кулачок – светлячок
гладя – глядя глазки – коляски вобла – воля
кукла – туфля плачем – пляшем делать – делят
ложа – лёжа лот – лёд ложечка – Лёшечка
ловко – Лёвка лоб – лёд лов – Лёва
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
[Л] - [Л`] - 3
Упражнение № 3. Произносить (читать) слова парами.
лом – лён ложка – Лёшка пилот – полёт
болото – полёты колосья – колёса кашалот – самолёт
уголок – уголёк слово – слева зло – взлёт
клок – клён плот – плётка слон – силён
солодка – селёдка лоток – лоток ластик – листик
лапки – липки латунь – летун ласты – листы
лак – лик лук – люк лосёнок - лисёнок
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 4
Упражнение № 4. Произносить (читать) слова парами.
лужа – Люда лучший – колючий клумба – клюква
блузка – блюдце случай – ключ клуб – клюв
клубок – любой клуб – клюв скорлупка – шлюпка
кулаки – кульки плач – плеч гладить – глядеть
Слава – слива лыжи – лежи лыко – лихо
лысый – лисий улыбка – улитка полынь - павлин
слыть – слить клык – клик орлы – Орли
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 5
Упражнение № 5. Произносить (читать) слова парами.
плыть – лить хлыст – лист слышать – слишком
пыл – пыль гол – голь кол – коль
кил – киль тол – толь мол – моль
мел – мель ролл – роль угол – уголь
стол – столь ел – ель дал – даль
цел – цель стал – сталь был – быль
ослы – росли чехлы – несли щеглы – текли
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 6
Упражнение № 6. Произносить (читать) слова парами.
башлык – велик валка – Валька закалывать – закаливать
мелком – мельком волны – вольный галка – галька
колка – Колька полка – полька булка – Булька
волна – вольна лак – ляг лог – лёг
лук – люк лыс – лис уголок – уголёк
цел – цель был – быль гол - голь
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 7
Упражнение № 7. Произносить (читать) словосочетания
лисья голова галка на гальке
ландыши в лесу поляна за лугом
полотно из льна длина волос
плеск волны кольцо из золота
лепесток лотоса соль в солонке
масло в маслёнке половинка лимона
жёлтая листва колючие иголки
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 8
Упражнение № 8. Произносить (читать) словосочетания и предложения.
налитой колос зелёное одеяло
железный лом голубая плитка
Оля пела. Наша Юля как юла. У Коли в руке флаг, на боку фляжка. Можно крышу настилать, можно домик заселять. Я разжала кулачок – на ладони светлячок. Мы ходили по полям и дели пополам все, что находили.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 9
Упражнение № 9.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках. Без сомненья, лев силён, но слабее он, чем слон. Летят самолёты сидят в них пилоты. Едет комбайн на колёсах, режет спелые колосья. Люда, у тебя под ногами лужа. Села галка на крышу клуба и чистит клюв. Ларисе нужна не любая, а голубая краска. Сыпь уголь в этот угол. Галка ходит у реки по гальке. Меня разбудил будильник.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 10
Упражнение № 10. Произносить (читать) предложения.
Попадешь в ЦЕЛЬ – останешься ЦЕЛ. Он СТАЛ плавить СТАЛЬ. Я там БЫЛ и слушал БЫЛЬ. Летала МОЛЬ на самый МОЛ. Я голову МЫЛ, а ты свою МЫЛЬ. Он пальцы мне ЖАЛ, а мне его ЖАЛЬ. Больному сделали укол. У ёлки иголки колются. Селяне жили в селах и посёлках. Поплыл наш чёлн по воле волн. Был сокол волен летать над полем. Пока ловил я моль, упала на пол соль.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 11
Упражнение № 11. Произносить (читать) предложения.
Положи-ка мало в маслёнку, а соль в солонку. У Лены из соломы шляпка, из шёлка – ленточки на тапках. Солнышко село за лесом, стало темно под навесом. Пожелтели листики у клёна, только летом он стоял зелёным. Хлопнула сильно хлопушка на ёлке, на пол с не полетели иголки. Ландыши и лилии очень я любил, только белых лилий нигде не находил.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 12
Упражнение № 12. Выучить загадку.
Я землю копала,
Ничуть не устала.
А кто мной копал,
Тот и устал.
(Лопата)
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 13
Упражнение № 13. Выучить загадку.
Белый на белом
Написал, где бегал.
Рыжая прочтёт –
Белого найдёт.
(Заяц и лиса)
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 14
Упражнение № 14. Выучить загадку.
Что за птица смелая
По небу промчалась?
Лишь дорожка белая
От нее осталась
(Самолёт)
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 15
Упражнение № 15. Выучить загадку.
Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки.
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёжик)
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 16
Упражнение № 16.
Кол около стола, стол около кола.
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
Убежало, убежало, убежало молоко.
Я трудом его поймала.
Быть хозяйкой не легко
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 17
Упражнение № 17. Произносить (читать) скороговорки.
1. Посадил дед лук, 2. Наши руки были в мыле,
Отрастил лук чуб. Мы посуду сами мыли.
Увидел лук внук, Мы посуду мыли сами,
Оборвал луку чуб. Помогали нашей маме.
Удивительная штука:
Слезы капают у внука.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 18
Упражнение № 18. Произносить (читать) скороговорки.
1. Мама Милу с мылом мыла 2. Валя на проталинке
В глаз попало Миле мыло. Промочила валенки
Мама Миле говорила: Валенки у Валеньки
Не сердись, дочурка Мила! Сохнут на завалинке.
Не сержусь - сказала Мила,
Я выплакиваю мыло.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 19
Упражнение № 19. Выучить стихотворение.
Злаки.
Все злаки на поле,
Все злаки на воле,
Довольны все злаки,
Что дали им волю.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 20
Упражнение № 20. Выучить стихотворение.
Люблю землянику,
Люблю голубику,
Люблю и малину,
Люблю и клубнику.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 21
Упражнение № 21. Произносить (читать) предложения.
На речке МЕЛЬ, На ветке ГАЛКА,
А в школе МЕЛ. На речке – ГАЛЬКА.
Купили ЛУК. На стенке ПОЛКА,
У дома –ЛЮК. А танец – ПОЛЬКА.
У ящика УГОЛ, а в ящике УГОЛЬ.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 22
Упражнение № 22. Выучить стихотворение.
У осла – ослёнок,
У козла – козлёнок,
У лисы – лисёнок,
У кого телёнок?
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 23
Упражнение № 23. Выучить стихотворение.
Ехал на олене,
Ехал на осле,
Ехал на лошадке,
Но не на козле.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 24
Упражнение № 24. Произносить (читать) предложения.
Солнечные лучи осветили землю. Чувствовалась близость жилья. Колокола звонили на всю площадь, и люди шли толпами и пели. Стоял июль, солнце пекло так, что от его лучей плавился асфальт. Далеко за полночь, поплутав по заснеженным полям, усталые и голодные, геологи достигли села. Весело и увлекательно было в зимнем лесу. Солнце медленно поднималось над заливом. Голодная кума-лиса залезла в сад.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 25
Упражнение № 25. Произносить (читать) предложения.
Тяжелые облака устало плывут над землей, лишь молодой месяц, блеснувший на далеком небосклоне, осветил спящие улицы.
Лебеди, печально склонив головы, медленно плыли мимо белых лилий.
Прогулка в лес оказалась удачной: мы несли полные лукошки малины и большие букеты лесных цветов.
Голуби любили нашу зелёную улицу. В полдень они слетались к маленькой булочной, где за углом всегда находили специально оставленные кусочки хлеба и булок.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 26
Упражнение № 26. Произносить (читать) предложения.
Выла осень, желтые листья устилали землю, носились в воздухе, блестели в лужах под лучами солнца.
Жизнь била ключом: люди неслись сломя голову, толкались, спешили. Человек был и всегда будет самым любопытнейшим явлением для человека. Одно из самых удивительных заблуждений - заблуждение в том, что счастье человека чтобы ничего не делать.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 27
Упражнение № 27. Произносить (читать) предложения.
Лежанье у Ильи Ильича не было ни необходимостью, ни случайностью, ни наслаждением, как у лентяя.
Бледно-голубое небо светлело, холодело, синело.
Голодная кума лиса залезла в сад.
Не беда, если люди будут хвалить тебя за твои дела. Беда, если ты будешь делать дела для того, чтобы люди хвалили тебя. Мы ехали шагом, мы мчались в боях.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 28
Упражнение № 28.
Слухом земля полнится. Всяк кулик в своем болоте велик.
Дело в шляпе.
Л
иха беда -начало.
Сколько голов, столько и умов. Люди - ложь, и мы то ж. Словами, что листьями, стелет, а делами, что иголками, колет.
У плохих людей язык злодей.
Не хлебом единым жив человек. Волка пожалей, искусает еще злей.
Велик телом, да мал делом. Капля по капле и камень долбит.
Не хвались началом, хвались концом.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 29
Упражнение № 29. Произносить (читать) пословицы
Не все то золото, что блестит.
Маленькое дело лучше большого безделья. Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на деле туп.
Маленькая ложь за собою большую ведёт.
Откладывай безделье, но не откладывай дела.
Лучший повелитель тот, кто умеет повелевать собой.
Золото и сквозь пыль блестит.
Поскользнулся - ещё не упал.
Палец слаб, а кулак силён.
Кончил дело - гуляй смело.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 30
Упражнение № 30. Произносить (читать) пословицы.
Отольются волку овечьи слёзки.
В голодный год лучше кусок хлеба, чем слиток золота. От семечка, что пустотело, не жди плодов. Чем язык скупее на слова, тем твоя ценнее голова.
Слово - полководец человечьей силы. Если ты лишен ума и знанья, лучший выход для тебя - молчанье. Излишняя хвала опасней, чем хула.
Своя лепёшка лучше чужого плова.
Уж лучше ты не занимайся делом, коль в нем себя считаешь неумелым.
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении. Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
[Л] - [Л`] - 31
Упражнение № 31. Произносить (читать) рассказ и пересказать его.
Была в лесу белка.
Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.
По Л.Толстому
Следить за тем, чтобы звуки [Л] и [Л`] не смешивались в произношении.
Объяснить ребенку смыл незнакомых слов.
Послушай 3 похожих по звучанию слова-действия и повтори их в том же порядке, четко произнося звуки ЛЬ и Й.
Выпиливают - отпиливают - подпиливают; отклеивают - подклеивают - вклеивают; подглядывают - выглядывают - заглядывают; обливают - наливают - выливают; поехали - доехали - наехали; уехали - въехали - отъехали.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в самостоятельно образованных сочетаниях слов
Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, какими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко проговори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
ЭТАП ВТОРОЙ
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения
У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимонад. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения
Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля несут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках
Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,
Ветви ели побелели. Только отдых подавай.
Дали лейку:
Мы ехали, ехали, - Лить не буду!
К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду
Яму объехали Или книги клеем склей,
И домой поехали. Котику воды налей!
Но лентяй одно в ответ:
Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,
Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,
Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,
Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,
Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках
Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.
Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.
Коля колья колет, Илья лейку моет.
Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.
Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.
Мы видели линей, один одного длинней.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах
Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.
ЛИЛИИ
Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей лилии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.
БАБА ЛЮБА
У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля подает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за тебя все таблетки, только ты не болей!»
НА КАТКЕ
Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама испекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН
Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.
3. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВОГО ЗВУКА С
Звук С искажается детьми наиболее часто, является произносительно-сложным и формируется, как правило, продолжительно. Он служит базовым по отношению к прочим свистящим звукам (СЬ, 3, ЗЬ, Ц), так называемым производным.
Характер и количество упражнений в разделе соответствуют указанным особенностям.
ЭТАП ПЕРВЫЙ
ЗВУКОВАЯ РАЗМИНКА
Восприятие звука С в начале слов
Посмотри на картинки и внимательно послушай, как взрослый правильно и неправильно произносит их названия. Если картинка названа верно, подними руку вверх, скажи да. Если картинка названа неверно, отрицательно покачай головой и скажи нет.
фанки хянки фафна сясьна
танки санки хахна сосна
шанки тянки сосна сашна
ханки санки фасна сахна
сянки щанки шашна таена
Если по окончании упражнения ребенок продолжает путать правильные и неправильные названия картинок, взрослый таким же образом анализирует произношение других слов с первым звуком С (см. лото, Приложение 5).
1. «Слушай, не зевай» /Услышав звук Й, опустить руки вниз, звук Ль – руки поднять вверх»
Й – Ль - 1
ё, аль, ли, ой, я, ле, пли, оль, ай, уль, май, гель, лето, йод, мой, моль, мель, дай, яма, Лена.
2. «Запомни, повтори» /проговаривать по 3 – 5 раз/
3. Проговаривать /5 – 7 раз/, различая звуки Й и Ль:
1. «Слушай, не зевай»
Й – Ль - 2
ягоды, липа, пальма, юг, мой, соль, солянка, пойду, глина, синий, лебеди, ябеда, вылить, пьёт, Лена.
2. «Запомни, повтори» /5 – 7 раз/
3. Проговаривать/ 5-7 раз/
4. Игра «Я – Они» - Изменять слова по образцу, выделяя голосом звуки Й и Ль: Что делали вчера? И наоборот: Что я делаю?.
1. «Слушай, не зевай и показывай буквы»
Й – Ль - 3
клюква, поёт, салют, малютка, смешной, пилит, моет, магия, колено, фея, отдаёт, олень, юнга, лента, Геннадий.
2. Проговаривать / 5 7 раз/
3. Придумать предложения со словами:
- улей
– Пчёлы живут в у. Пчела заетела в ле.
Папа смастерил лй дя пчё.
- Абоит - …
- беь - …
- ии - …
4. «От 1 до 5 /7/ и обратно» - ека /зеёна/й/ лейка/
5. «Запомни, повтори»
клей – линейка – лилия
улей – лей – бельё
талия – больной - Илья
1. Проговаривать / 5 – 7 раз/
звуки Й – Ль - 4
2. Игра с мячом «Я …, ты …, он …»
- выивать воду из /зеёно/ еки
3. «Запомни, повтори»
ель – листья – выпиливают
аллея – июль – веселье
поехали – бледный - соболья
4. Придумать предложения со словами:
- отпиливают - …
- поливает - …
- выливает …
- поехал - …
- поехала …
1. Проговаривать / 5 – 7 раз/
звуки Й – Ль - 5
ёгки/й/ поень/йа/, кеновая аея, юбимы ник, динна инека, купенна ь, угоная пы
*Если ребёнку трудно произносить слова, то их отхлопывают по слогам.
2. «От 1 до 7 /10/ и обратно» - длинная линейка, купена/й/ /й/
3. «Закончи предложение»
- Машины из гаража … /выехали/.
- Вокруг лужи машины … /объехали/.
- На мост машины … /въехали/.
- С моста машины … /съехали/.
- К дому машины … /подъехали/.
- В гараж машины … /въехали/.
4. Выучить
Ла Мила земянику, а меля ел клубнику.
- Тёплы халат ене маловат.
1. Проговаривать / 5 – 7 раз/
звуки Й – Ль - 6
2. Образовывать слова «Какой? Какая? Какое?»
3. Проговаривать предложения
- я выивает воду из еки. – Илья наливает клей в банку.
- Лиля и Юля несут бельё за калитку. – Лиля поливает лилию из лейки.
- Юля и Илья гуляют по аллее.
4. Выучить
У меня сть ека,
О, кака/й/ ека,
Видеи вы еку нову мо?
едяно водо, тало водо
наполню и цветы по
- Какая вода? – Какую воду называют «талой»?
1. Послушать рассказ и ответить на вопросы полными предложениями.
Проговаривать и пересказывать рассказ / 3- 5 раз/
ины именины
етом у и быи именины. Гая и ена были у и на обеде. Они купии дя и тюпаны, евкои и иии. На обед я, Гая и ена и седку, котеты и бины. Пии дети имонад и кюквенны компот. Потом мама и папа и катаи дете на новом автомобие. /Ткаченко Т.А./
- У кого были именины? - Когда были именины?
- Кто пришёл в гости к Юле? - Что купили Юле её подруги?
- Что девочки ели и пили на обед? - Что девочки делали после обеда?
2. «Чей? Чья? Чьё?»
У и тюпаны. – Чьи это тюльпаны? – Это тюпаны.
У Гаи ь. – Чья это ель? - …
У ены ека. – Чья это лейка? - …
У ли хта. - …
У Лены ягоды. - …
У Гаи од. - …
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках
Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.
В сумке вкусный ананас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
Косточку принес Барбос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.
Стае Сосискин был не трус, ус-ус-ус, ус-ус-ус.
Я на санках еду вниз, ис-ис-ис, ис-ис-ис.
Совы полетели в лес, эс-эс-эс, эс-эс-эс.
Я услышал громкий бас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
На тарелке абрикос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.
Там, у пристани, баркас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
Закрепление произношения звука С в различных обратных слогах
Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «свистелки».
ас-ус-ис ис-ос-ас ис-ус-ис ис-ос-ус
ос-ис-ус ус-ис-ос ос-эс-ас ус-ос-эс
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА С В СЛОВАХ
Закрепление произношения звука С в начале слов. Развитие слуховых внимания и памяти
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каждые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно по памяти.
Сад - сок - сом. Суп - сук - сам. Совы - сода - сотня. Сыпать - сытый - сытный. Судак - сухой - сундук. Судно - сумка - сутки. Сухо - сани - садик. Сапог - сынок - станок.
Закрепление произношения звука С в середине слов. Развитие слуховых внимания и памяти
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каждые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно.
Оса - коса - лиса. Несу - пасу - в лесу. Босой - косой - лесок. Кусок - носок - песок. Весы - носы - усы. Косы - бусы - усы. Посуда - косынка - посылка. Коляска - маска - пляска.
Закрепление произношения звука С. Формирование навыков звукового анализа
Разложи 8-10 картинок из Приложения 5. Послушай начало слова. Покажи и назови тот предмет, который взрослый загадал. Если ты сумеешь назвать объект, которого нет на картинках , то получишь дополнительный приз!
ли... о... капу... фа...
ком... ана... авто... под...
бу... ве... на... как...
* Старайтесь произносить начало слова так , как оно слышится («висы» , «насок» ), а не как пишется («весы» , «носок» ). Помните , что ребенок ориентируется на звучание сло ва , а не на его написание . Выполняйте упражнение до тех пор , пока ребенок не будет стойко определять все слова по их началу .
Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Развитие фонематического восприятия
Разложи картинки из Приложения 5. Отбери сначала те из них, названия которых начинаются со звука С. Сложи их стопкой. Четко, выделяя голосом звук С, назови каждый объект по 3 раза. Если ты назвал картинку правильно, отложи ее в сторону. Картинки, названные с ошибками, вновь сложи стопкой и произнеси слова четко и громко 5 раз.
То же самое проделай с картинками из Приложения 5, в названиях которых звук С слышится в середине и конце слова.
Закрепление произношения звука С в повторяющихся словах.
Развитие чувства рифмы
Ответь на вопрос взрослого рифмующимся словом. Затем четко, выделяя звук С, повтори его нужное количество раз так, чтобы получились «отвечалки-повторялки».
Говорит взрослый Говорит ребенок
Я кому даю две миски? Киске, киске, киске, киске.
Ливень льет куда с небес? В лес, в лес, в лес, в лес.
Кто к дивану тапки нес? Пес, пес, пес, пес.
Что ты сам допить не смог? Сок, сок, сок, сок.
Что сосед принес для нас? Квас, квас, квас, квас.
Что добавлю я в фасоль? Соль, соль, соль, соль.
Закрепление произношения звука С в словах. Развитие памяти и логического мышления
Разложи картинки из Приложения 5. Распредели их по группам (животные, растения, средства транспорта, предметы быта и т. п.). Посмотри на картинки из одной группы и постарайся запомнить как можно больше слов. Затем повернись к картинка» спиной и четко, выделяя голосом звук С, назови объекты по памяти.
Закрепление произношения звука С в сочетаниях слов с предлогом у
Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуком (Соня и Саня). Затем возьми картинки из Приложения 5 и раздели изображении предметы между детьми так , как ты считаешь нужным. Проговори получившиеся сочетания слов 3-4 раза.
Например: У Сони сумка. У Сони бусы. У Сани самолет. У Сани сабля.
Закрепление произношения звука С в словах различного
слогового состава. Формирование навыков
звуко-слогового анализа
Возьми из Приложения 2 слоговые «вагончики», а из Приложения 5 все картинки. Разложи картинки и проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик».
Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.
Закрепление произношения звука С в словах-скороговорках
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя звук С, повтори каждое слово 5 раз в быстром темпе, сохраняя при этом громкость и внятность произношения.
Состав, спуск, свист, спрос, самосвал, способный, сосиски, спросонок, спасатель, насос, сосульки, космос, сосна, солист.
Закрепление произношения звука С в словах. Развитие логического мышления
Четко, выделяя звук С, назови всех животных (такса, оса, слон, носорог, лиса, соловей). Перечисли животных от самого большого к самому маленькому, а затем измени порядок и назови их от самого маленького к самому большому.
Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Формирование навыков звукового анализа
Возьми из Приложения 3 схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все картинки из Приложения 5 и проговори их названия, выделяя звук С. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой.