Бюджет канады на год в цифрах. Бюджетная система Канады: структура

Это федеративное государство включает в себя тринадцать субъектов - десять провинций и три территории, и бюджетная система Канады может рассматриваться в двух направлениях , поскольку и субъекты федерации явно подразделяются на два типа. Такому делению есть объяснения. Во-первых, это состав коренных народов. Население Канады образовывают явные обширные группы, компактно проживающие на отдельных территориях. Во-вторых, структура субъектов федерации достаточно мобильна. Бюджетная система Канады охватывает пять тысяч местных муниципальных образований. Это графства, сельские поселения и города (муниципалитеты). Нужно отметить, что более децентрализованной федерации в мире нет.

Финансы

В этой стране отношения между обществом и государством очень хорошо сбалансированы, при этом региональные образования имеют высочайший уровень автономии. Нельзя говорить об абсолютном равенстве. Создаётся впечатление, что федерация любит некоторые провинции более, чем другие (особенно франкоязычный Квебек). В Канаде два государственных языка - английский и французский, о причинах такого явления будет сказано ниже.

Бюджетная система Канады и всё построение финансовых отношений характеризуется более всего тем, что роль регионов в ведении дел необычайно высока. Субъекты федерации пользуются увеличенной долей в ВВП (с учётом местного звена) сравнительно с тем, что имеет федерация, а также снижается общая доля в расходах государства в ВВП. Консолидированный бюджет (свод его на всех уровнях) повышает долю местного и субфедерального уровня.

Центр и регионы

Разделением полномочий между регионами и федерацией канадцы обязаны своей Конституции. В этом документе значится, что самые широкие полномочия по расходам предоставляются администрациям провинций. Бюджетная система Канады предусматривает распределение на местах расходов и на здравоохранение, и на образование, и на общественные услуги, на судебные органы и муниципальные организации, а также на многие другие нужды местных властей и провинций.

Однако Конституцией не определяется, как именно нужно пользоваться всеми этими полномочиями, а потому в каждой провинции разрабатываются свои собственные законы. ВВП страны превысил в 2016 году триллион долларов (в переводе на доллары США - 701 миллиард). Экономика Канады отличается высоким ростом всех показателей по сравнению с другими странами, считающимися развитыми.

Структура ВВП

Структура ВВП Канады говорит об очень высоком уровне развития экономики страны. Сельское хозяйство занимает всего три процента, а доля промышленности составляет тридцать один процент ВВП. Значительно более шестидесяти процентов уходят в отрасли сферы нематериальной. С 1993 года инфляция в Канаде ни разу не превышала двух процентов. Следует отметить, что экономика Канады всегда была открытой: экспорт составляет сорок пять процентов, а в сумме импорт и экспорт уже к двухтысячному году выросли до восьмидесяти пяти процентов ВВП. По большей части это является итогом договора НАФТА. В результате население Канады, Мексики и США, ресурсы, товары, услуги, капитал федерации свободно перемещаются на всех территориях этих стран.

В Большой семёрке самой низкой стоимостью жизни может похвастаться именно Канада. Здесь даётся возможность использования очень многих бесплатных или государственно субсидируемых услуг, в том числе в сфере образования и здравоохранения. Уровень цен и курс валюты страны стабилизированы, поскольку финансовая система Канады работает, как часы. Правительство ликвидировало имевшийся бюджетный дефицит, и это в целом повлияло на все макроэкономические показатели. Чтобы понять, как и за счёт чего работает эта система, нужно учитывать сложившиеся исторические особенности, коих длинный ряд, и все они коренным образом повлияли на основы бюджетной системы.

История

Вплоть до 1763 года эти территории были французской колонией, и страна управлялась губернатором-французом. А до этого полыхала Семилетняя война, в результате которой Канада отошла Великобритании, а потому и губернатором стал уже английский генерал. Однако официально как государство Канада родилась только в 1867 году, когда подписали Конфедеративный договор, принятый в английском парламенте. Процесс формирования государства был долгим - провинции вступали в Канаду вплоть до 1949 года, даже в 90-х годах двадцатого века ещё образовывались новые территории (например, Нунавут - в 1999 году). Генерал-губернатор - английский, а потому он являлся представителем королевы Великобритании (она до сих пор, кстати, глава государства Канада), и местный парламент не мог контролировать бюджет и бюджетную систему, чтобы принимать решения о расходах и доходах без соответствующего послания губернатора, в котором содержались его рекомендации.

Естественно, на федеральном уровне занимаются самыми важными источниками государственных доходов. Именно так сформирована структура бюджетной системы любой страны, и Канада здесь не исключение. Ранее у провинций были весьма ограниченные федеральными дотациями бюджеты, но постепенно передача полномочий всё-таки происходила, и субъекты федерации год от года всё более становились самостоятельными в образовании своих прибылей и трат. До Второй мировой войны правительство оказывало достаточно большое влияние на все уровни бюджетной системы страны. И после её окончания государство участвовало в развитии собственной экономики ещё, пожалуй, больше и активнее.

Реформы

Все основополагающие реформы были проведены в девяностые годы двадцатого века, и область государственного регулирования в канадской экономике значительно сузилась, особо это коснулось сферы финансов. Приватизация была более чем масштабной: все отрасли промышленности Канады, все крупные предприятия - обрабатывающая, нефтегазовая промышленность, железнодорожный и воздушный транспорт, связь - были проданы частным инвесторам. Субсидии резко сократились, по большей части они вообще были отменены. В сильно урезанном количестве они сохранились только в сельском хозяйстве. Весь транспорт без исключения субсидий лишился. Территории и провинции получали трансферты в существенно сокращённом виде. Задача правительства второй половины девяностых годов была единственная - оздоровить экономику.

Для этой цели государственные расходы были кардинально сокращены при сохранившихся ставках налогов. Теперь бюджетно-налоговая политика Канады приняла совершенно другой вид. Централизованные финансы включили в себя формируемый и исполняемый правительством федеральный бюджет, бюджеты территорий и провинций, местные бюджеты. Кроме того, у правительства остались внебюджетные фонды, а также муниципальный и государственный кредиты. А финансы организаций и предприятий остались децентрализованными. Таким же образом разделились и полномочия. Федеральное правительство занимается вопросами военной стратегии и обороны, регулирует правопорядок, управляет государственным долгом и государственной собственностью. Также оно формирует банковскую и денежно-кредитную систему, выстраивает коммерческие и торговые отношения. Состоит федеральный бюджет в основном из постоянно поступающих налогов, а это девяносто процентов всех поступлений.

Налоги

Налоговая система Канады имеет много ступеней, налогообложение основывается на соглашениях между территориями и центром относительно раздела полномочий. Прежде всего это касается личного подоходного налога и налогов на доходы корпораций. Два законодательных акта - относительно доходов и относительно расходов государства - касаются федеральн ого бюджет а . Из бюджетов местного и субфедерального уровней финансируются здравоохранение, образование, правопорядок и объекты инфраструктуры. Существуют в Канаде и внебюджетные фонды, которые имеют либо социальное назначение, либо экономическое или научно-исследовательское. Фонды социального назначения есть и у государства, это прежде всего госфонды пенсий по возрасту и страхования занятости. Платят в эти фонды все - и работодатели, и сами работники.

Пенсионное страхование имеет паритетные ставки, чем сильно отличается от страхования по занятости. Медицинское страхование обязательно, и в провинциях эти начисления на заработную плату появились ранее всех остальных. Кстати, федеральное правительство в медицинских программах не участвовало до 1948 года совсем. Действующее законодательство разрешает осуществлять заимствования на всех уровнях власти. Преимущественно сделки осуществляются на рынке ценных бумаг. Однако объём заимствований законодательно установлен с самоограничениями в каждой провинции Канады. Размер обычно соответствует состоянию экономики и финансов, а также социальным обязательствам. Источником займов для региональной власти бывают долговые ценные бумаги, которые размещаются на внутреннем рынке, а также кредиты, выданные по Канадской пенсионной программе. Объёмы кредитов для властей на местах устанавливает обычно правительство провинции.

Природные ресурсы

Право провинций на введение налогов с розничных продаж было получено в результате решения Верховного суда. Население Канады буквально отвоёвывало свои права в регионах. Также было очень важно для выстраивания налоговой системы в Канаде решить вопрос собственности природных ресурсов для возможного их налогообложения.

Теперь по Конституции все природные ресурсы принадлежат юрисдикции провинций целиком и полностью, а потому только местная власть получила исключительное право облагать их налогами. Значит, федеральные власти не могут ввести налог на добычу полезных ископаемых, которые находятся на территории провинции. Поэтому теперь в распоряжении федералов только те богатства недр, которые расположены на федеральных территориях и на континентальном шельфе.

Этапы развития экономики

Индустриализация в Канаде после Второй мировой войны прошла очень быстро. Экономика страны двадцать лет буквально процветала, но слишком быстрый рост её вызвал нехватку квалифицированных рабочих. Именно поэтому в шестидесятых годах прошлого века иммигранты всевозможных национальностей хлынули в страну. Затем в провинции Альберта обнаружились крупнейшие залежи нефти. Это обусловило резкий экономический скачок на данных территориях. И теперь Эдмонтон и Калгари - важнейшие финансовые, промышленные и железнодорожные центры, а сама провинция экономически растёт значительно быстрее остальной страны.

После спада 70-80 годов правительственные расходы значительно выросли, госбюджет наращивал дефицит в десятки миллиардов долларов США - это настоящая причина для уныния. Но в 1993-м Канаде повезло с министром финансов. В течение буквально десятилетия экономика намного улучшилась, были снижены торговые налоги (благодаря НАФТА и ФТА, опять же). Был даже погашен госдолг в тридцать шесть миллиардов американских долларов, дефицит бюджета - сорок два миллиарда долларов - тоже был аннулирован. Более того, в данное время наблюдается излишек бюджета канадского правительства - почти тридцать четыре миллиарда долларов.

Приватизация

Программу приватизации канадские власти начали ещё в 1985-м, а окончили в 1998-м. Проведена она была по принципу индивидуального подхода к передаче в частную собственность каждого предприятия, населению фондовым рынком предлагались акции, продажи велись и с помощью тендера, и путём переговоров. К 1997 году были приватизированы двадцать шесть крупнейших государственных предприятий.

В их числе: авиакомпания, железнодорожная, нефтяная компании, завод по обогащению урана, производства самолётостроения и оружейные, а также телекоммуникационные компании. В федеральный бюджет поступили огромные суммы - около шести миллиардов долларов США получило правительство. В итоге рынки капитала в Канаде с выполнением программы приватизации всё более расширялись, а бывшие государственные предприятия стали гораздо более эффективными. Банк Канады специально удерживал инфляцию в середине целевого диапазона - на расчётном уровне.

Три процента ВВП

Речь пойдёт о сельском хозяйстве Канады. Оно разнообразно и охватывает практически все существующие отрасли. Под земледелие отдано приблизительно семь процентов территории страны, львиная доля их на Центральном Западе. Канада является крупнейшим мировым производителем пшеницы, которую выращивают именно здесь. Попутно культивируются рапс, чечевица и даже женьшень. Провинции, расположенные у Атлантики, выращивают в основном картофель. В Квебеке и на берегах Онтарио хорошее длинное лето, а потому здесь фермеры могут себе позволить выращивание таких культур, как латук, кукуруза, огурец, клубника, яблоки, табак.

В провинции Альберта развито скотоводство, именно здесь находится самое крупное поголовье ценной мясной породы коров, выведенных в Канаде - Bostaurus. В провинции Британская Колумбия производят цыплят и яйца, а в Квебеке и Онтарио - разводят коров, но молочных. Все продукты животноводства и растениеводства - отменного качества, и огромная их часть экспортируется.

Разумеется, в Канаде весьма хорошо развито рыболовство. Это не вызывает удивления в стране многих огромных озёр и двух океанов. Ловили рыбу слишком рьяно, поэтому в семидесятые наступил так называемый тресковый кризис, последствия которого ощущаются и теперь.

Сорок процентов территории Канады покрыто лесами. Поэтому именно этой стране принадлежит первенство в количестве и качестве изготовления бумаги, а также Канада всегда является крупнейшим из мировых экспортёров леса.

Политика Канады в сфере борьбы с изменением климата

Правительство Канады во главе с Премьер-министром Дж. Трюдо по итогам состоявшейся в Париже 21-й конференции ООН по климату позитивно оценило новое международное Соглашение, согласно которому 195 стран взяли на себя обязательства обеспечить проведение комплекса мер по борьбе с выбросами парниковых газов.

Вместе с тем, комментируя возможные действия Правительства по реализации этого соглашения, Министр по защите окружающей среды Канады К. МакКена указала на ряд проблемных вопросов. По ее мнению, речь, в частности, должна идти об изменении стратегии развития национальной экономики, которая во многом связана с ростом промышленного производства и увеличением объемов добычи полезных ископаемых, что неизбежно порождает увеличение объема выбросов парниковых газов. В такой ситуации совершенно очевидно, что представители промышленного сектора экономики Канады окажутся под прессом новой экологической политики государства. Главным образом это будет связано с существенным увеличением размера экологических сборов, введением требований об усовершенствовании систем очистки промышленных выбросов в атмосферу в местах добычи и переработки углеводородов и иных полезных ископаемых.

По мнению Министра, для реализации Соглашения потребуется финансовая поддержка со стороны федеральных и региональных властей Канады национальным производителям промышленных товаров и услуг, однако вопросы объема данной поддержки и источников её финансирования требуют предварительного обсуждения и детальной проработки в рамках соответствующих рабочих групп Кабинета министров.

Устойчивое развитие Канады

Премьер-министр Онтарио К. Уинн заявила 8 декабря с.г., что власти провинции инвестируют 20 млн. кан. долл. в программу создания сети зарядных станций для электромобилей, которые планируется установить между городами провинции.

В сообщении отмечается, что выделенные средства будут направлены на зарядные станции двух типов: медленного действия (устанавливаемые возле офисных зданий, где автомобили оставлены на несколько часов) и быстрого действия (с возможностью зарядки электромобиля за 30 минут).

Предполагается, что средства на реализацию программы будут выделены из «зелёного» инвестиционного фонда Онтарио. Стоимость каждой станции медленной зарядки составит несколько тысяч долларов, а станция быстрой подзарядки обойдется для бюджета провинции в 40 тыс. долл.

Парламент Канады

11 декабря 2015 года в Сенате и Палате Общин Канады проведены последние в этом году дебаты в рамках 42 сессии национального Парламента.

В ходе двухнедельной работы законодатели обсудили ограниченный перечень значимых для страны вопросов, наиболее резонансный из которых - инициатива правящей партии по сокращению налоговой нагрузки на средний класс через снижение ставки подоходного налога. Противники такой меры обращают внимание на неминуемый в случае одобрения инициативы рост дефицита федерального бюджета на 1,2 млрд. долл.

На рассмотрение членов Парламента был вынесен вопрос об ужесточении правил использования ипотеки, привлекаемой в целях покупки жилых домов стоимостью более 500 тыс. долл.

Внимание средств массовой информации было обращено также на неэкономические вопросы, такие как обсуждение расследования дел об убийствах и исчезновении женщин - представительниц коренных народов Канады, программы приема сирийских беженцев и военной кампании, направленной на противодействие силам террористической организации «Исламское государство».

Работа сессии будет продолжена в конце января 2016 года после завершения новогодних каникул.

Политика Канады по сотрудничеству в Арктике

Согласно пресс-релизу Правительства Канады, опубликованному на официальном Интернет-сайте правительства Канады 11 декабря 2015 года, Соглашение об обмене информацией по Арктике, подписанное Канадой и Швецией, укрепит притязания Канады на более широкую полосу арктического шельфа. В ближайшее время Правительство Канады обеспечит сбор информации в поддержку обращения о претензиях на континентальный шельф в Арктике.

В рамках Соглашения, срок действия которого составляет пять лет, страны также договорились о сотрудничестве в научных исследованиях в регионе, в том числе в области экологии.

Необходимо отметить, что в декабре 2013 года глава МИД Канады Джон Бэрд заявил, что страна обратилась в комиссию Организации объединенных наций с вопросом о разграничении континентального шельфа и заявила о претензиях на территорию площадью 1,2 млн. кв. км, куда входит и Северный полюс.

Одна из крупнейших канадских телекоммуникационных компаний «Shaw Communications» заявила 16 декабря 2015 г. о намерении купить популярного независимого канадского оператора сотовой связи «Wind Mobile».

Известная компания «Shaw Communications» предоставляет услуги по доступу в Интернет и организации цифровой телефонной связи. В активе компании более 3,2 млн. абонентов. «Wind Mobile» позиционирует себя в качестве компании, предоставляющей бюджетные услуги телефонной связи для 940 тыс. абонентов в крупных канадских провинциях Онтарио, Британская Колумбия и Альберта.

По мнению экспертов, новость о предстоящей сделке стала неожиданной в телекоммуникационном секторе Канады, так как, объединившись, компании начнут предоставлять широкий спектр услуг довольно крупной аудитории пользователей, и конкурентоспособность новой расширенной компании («Shaw Communications» останется названием объединённой компании) серьёзно пошатнёт позиции тройки лидеров индустрии - канадских операторов «Rogers Communications Inc.», «BCE Inc.» и «Telus Corporation», биржевые котировки которых уже начали снижаться.

Предполагается, что сделка, сумма которой оценивается в 1,6 млрд. кан. долл., должна быть завершена в первом полугодии 2016 года. Для этого «Shaw Communications» будет необходимо провести ряд согласований и получить одобрение от Антимонопольного агентства Канады (Competition Bureau Canada) и Министерства инноваций, науки и экономического развития Канады.

Международное сотрудничество Канады в сфере добычи урана

Согласно опубликованному 21 декабря 2015 г. в канадских СМИ пресс-релизу, специализирующаяся на добыче урана канадская компания «Fission Uranium» и китайская «CGN Mining Company» подписали соглашение, предусматривающее приобретение китайской компанией 19,99 % акций канадской компании на общую сумму 82 млн. кан. долл. Отмечается, что в случае реализации договорённостей, китайская компания впервые осуществит инвестиции в бизнес по добыче урана в Канаде.

Подписанное соглашение предусматривает также, что компания «CGN Mining Company» будет закупать у канадской компании уран, добытый на месторождении «Patterson Lake South» в провинции Саскачеван.

В пресс-релизе подчёркивается, что к договорённостям стороны пришли на взаимовыгодных условиях. Канадская компания сможет решить финансовые проблемы, а китайская сторона будет способна обеспечить национальную экономику крупными поставками данного металла, что необходимо для развития ядерной энергетики. В настоящее время в Китае на стадии строительства находится 21 ядерный реактор, и планируется строительство ещё 43.

Компания «Bruce Power» намерена профинансировать 13 млрд. кан. долл. в целях выполнения ремонта шести реакторов на крупнейшей в стране атомной электростанции. Данный проект рассчитан на пятнадцать лет, и его реализация позволит продлить срок службы энергоагрегатов на электростанции до 2060 года.

Следует отметить, что в соответствии с заключенным Правительством провинции Онтарио и энергокомпанией соглашением, в течение всего срока реализации проекта будет установлен тариф на электроэнергию, вырабатываемую атомной станцией, в размере 77 кан. долл. за один мегаватт-час.

Известно, что на долю атомных электростанций приходится 62 % вырабатываемой в провинции электроэнергии, и значимость данного сектора за последнее десятилетие значительно возросла в условиях необходимости снижения интенсивности негативного воздействия экономики провинции на экосистему.

Финансовая система Канады

Вопреки прогнозам канадских аналитиков, шесть крупнейших банков Канады закрыли очередной финансовый год с рекордными показателями выручки от своих операций. Опасения, что слабая экономика, сокращение потребительских кредитов и предельно низкий уровень процентной ставки отрицательно скажутся на финансовых показателях банков Канады по итогам года, не оправдались.

В совокупности Royal Bank of Canada, TD Bank, Scotia bank, the Bank of Montreal, CIBC и National Bank заработали 34,88 млрд. кан. долл. чистой прибыли в течение 2014-2015 финансового года, что почти на 5 % больше по сравнению с 33,27 млрд. кан. долл. в предыдущем году. При этом консолидированная выручка «большой шестёрки» составила 129,79 млрд. кан. долл. (124,72 млрд. кан. долл. годом ранее). Генеральный директор Королевского банка Канады (Royal Bank of Canada) подчеркнул, что зафиксированная им прибыль по итогам финансового 2015 года в размере 10,03 млрд. кан. долл. не только выше на 11 % по сравнению с предыдущим финансовым годом, но и впервые в истории банков перешагнула рубеж в 10 млрд. кан. долл.

Нефтегазовый сектор Канады

«Encana Corporation», одна из крупнейших нефтегазовых компаний Канады, объявила о планах по значительному сокращению капитальных затрат в 2016 году. В абсолютном выражении снижение составит 600 млн. долл., в относительном - 25 %. Планы развития компании предусматривают осуществление в 2016 году инвестиций в сумме 1,6 млрд. долл. при условии стоимости нефти (марка WTI) в 50 долл. за баррель.

В опубликованном пресс-релизе отмечается, что компания продолжает сокращать объём инвестиций и операционных затрат в условиях пониженных цен на нефть. Кроме того, сумма выплачиваемых дивидендов будет сокращена
на 79 %.

Пресс-релиз указывает на продолжающуюся тенденцию мировых нефтегазовых компаний снижать свои расходы на фоне низких цен на нефть.

Транспортное машиностроение Канады

Канадская компания «Bombardier», и французская «Alstom» выиграли тендер на поставку двупалубных вагонов для бельгийских национальных железных дорог. Поставка должна быть завершена в 2021 году, а стоимость контракта составляет 3,3 млрд. евро. Как отмечается в пресс-релизе канадского машиностроительного гиганта, первая поставка, состоящая из 445 вагонов, должна начаться в 2018 году.

Доля «Bombardier» в контракте составляет 2,1 млрд. евро, остальная часть будет получена французским партнером. Следует отметить, что компания «Alstom» в ноябре текущего года завершила сделку по продаже своего энергетического бизнеса для того, чтобы сфокусироваться на приоритетном для себя железнодорожном направлении.

Компания «Bombardier», которая также является крупным производителем гражданских самолетов, решила в ноябре 2015 года продать 30 % своего бизнеса, специализирующегося на производстве железнодорожных составов вместо того, чтобы осуществить эмиссию дополнительного пакета акций с целью увеличения капитализации.

Внешняя политика Канады

Как сообщается в канадских СМИ, Премьер-министр Канады Дж. Трюдо и Президент США Б. Обама согласовали дату официального визита главы канадского правительства и его супруги в Соединенные Штаты Америки. В ходе намеченной на 10 марта 2016 года встречи лидеры двух стран планируют обсудить перспективы укрепления межгосударственного сотрудничества.

Как известно, в последние годы в отношениях США и Канады возникли серьезные разногласия по ряду принципиальных вопросов в сфере внешнеторговой политики, экологической, а также международной безопасности, по которым обе стороны не смогли найти взаимоприемлемого решения во время нахождения у власти консервативного правительства С. Харпера.

В этой связи, как полагают обозреватели канадских СМИ, в ходе предстоящего официального визита в Вашингтон главы либерального правительства Дж. Трюдо важным вопросом повестки дня будет ратификация канадским Парламентом подписанного в октябре с.г. Соглашения о Транстихоокеанском партнерстве, которое, по оценкам канадских экспертов, крайне убыточно для национальной экономики. Планируется также обсудить перспективы реализации нового международного соглашения по климату, которое, как подчеркивают обозреватели, было подписано Дж. Трюдо в надежде на соответствующую помощь со стороны американских партнеров. Подготовка обстоятельного национального плана по его реализации вряд ли также возможна без учета интересов всех стран-участниц НАФТА, которые одобрили пятилетний план совместных действий по защите окружающей среды (Green Worth).

Как отмечается, достижение определенного в соглашении уровня сокращения выбросов парниковых газов существенным образом затрагивает экономические интересы Канады.

Таким образом, принимая во внимание широкий круг вопрос, который планируется обсудить в рамках предстоящей встречи в Вашингтоне, канадские эксперты полагают, что результаты этих переговоров могут определить вектор канадско-американских отношений в условиях изменившейся политической конъюнктуры в Канаде.

По информации Статистического агентства Канады, опубликованной 23 декабря 2015 г., в октябре текущего года роста валового внутреннего продукта Канады зафиксировано не было. При этом по итогам сентября текущего года было отмечено снижение данного показателя на 0,5 %.

Основными факторами, которые привели к прекращению роста ВВП Канады, аналитики считают крайне низкие цены на нефть и другие сырьевые товары, являющиеся важным элементом канадского экспорта, а также продолжающийся спад производства в обрабатывающих отраслях промышленности.

Снижение ключевых экономических показателей произошло также в оптовой и розничной торговле, транспорте и логистике, и даже в традиционно успешных секторах - финансово-кредитной сфере и страховании.

Положительная динамика роста отмечена в отраслях публичного сектора экономики: образовании, здравоохранении, государственном управлении.

За 1970-2016 гг. государственные расходы Канады в текущих ценах увеличились на 306.0 млрд. долл. (в 17.7 раз) до 324.3 млрд. долл.; изменение произошло на 12.7 млрд. долл. благодаря росту численности населения на 14.8 млн., а также на 293.3 млрд. долл. благодаря росту государственных расходов на душу населения на 8 083.1 долларов. Среднегодовой прирост государственных расходов Канады был на уровне 6.7 млрд. долл. или 6.4%. Среднегодовой прирост государственных расходов Канады в постоянных ценах составил 2.1%. Доля в мире снизилась на 0.80%. Доля в Америке повысилась на 0.60%. Минимум государственных расходов был в 1970 году (18.3 млрд. долл.). Максимум государственных расходов был в 2012 году (385.1 млрд. долл.).

На протяжении 1970-2016 гг. государственные расходы на душу населения в Канаде выросли на 8 083.1 долларов (в 10.5 раз) до 8 936.1 долларов. Среднегодовой прирост государственных расходов на душу населения в текущих ценах составил 175.7 долларов или 5.2%.

Изменение государственных расходов Канады описывается линейной корреляционно-регрессионной моделью: y=7.6x-15 031.7 , где y - расчетное значение государственных расходов Канады, x - год. Коэффициент корреляции = 0.934. Коэффициент детерминации = 0.873.

Государственные расходы Канады, 1970

В 1970 году составили 18.3 млрд. долл., занимали 7е место в мире и были на уровне государственных расходов Италии (17.0 млрд. долл.). Доля государственных расходов Канады в мире составляла 3.4%.

В 1970 году были равны 853.0 долларов, занимали 5е место в мире. Государственные расходы на душу населения в Канаде были больше, чем государственные расходы на душу населения в мире (145.1 долларов) на 707.8 долларов.

Сравнение государственных расходов Канады и соседей в 1970 году. Государственные расходы Канады были больше, чем (0.0 млрд. долл.) в 1 001.6 раз, но были меньше, чем государственные расходы США (194.4 млрд. долл.) на 90.6%. Государственные расходы на душу населения в Канаде были больше, чем государственные расходы на душу населения в Гренландии (396.5 долларов) в 2.2 раз, но были меньше, чем государственные расходы на душу населения в США (927.5 долларов) на 8%.

Сравнение государственных расходов Канады и лидеров в 1970 году. Государственные расходы Канады были меньше, чем государственные расходы США (194.4 млрд. долл.) на 90.6%, государственные расходы СССР (67.3 млрд. долл.) на 72.8%, (34.7 млрд. долл.) на 47.3%, (25.1 млрд. долл.) на 27.1%, (23.1 млрд. долл.) на 20.8%. Государственные расходы на душу населения в Канаде были больше, чем государственные расходы на душу населения во Франции (482.5 долларов) на 76.8%, государственные расходы на душу населения в Германии (441.8 долларов) на 93.1%, государственные расходы на душу населения в СССР (277.8 долларов) в 3.1 раз, государственные расходы на душу населения в Японии (220.1 долларов) в 3.9 раз, но были меньше, чем государственные расходы на душу населения в США (927.5 долларов) на 8%.

Потенциал государственных расходов Канады в 1970 году. При показателе государственных расходов на душу населения на таком же уровне, как государственные расходы на душу населения в США (927.5 долларов), государственные расходы Канады был бы 19.9 млрд. долл., что на 8.7% больше фактического уровня. При показателе государственных расходов на душу населения на таком же уровне, как государственные расходы на душу населения в Северной Америке (920.3 долларов), государственные расходы Канады был бы 19.7 млрд. долл., что на 7.9% больше фактического уровня.

Государственные расходы Канады, 2016

Государственные расходы Канады в 2016 году были равны 324.3 млрд. долл., занимали 9е место в мире. Доля государственных расходов Канады в мире составляла 2.6%.

Государственные расходы на душу населения в Канаде в 2016 году составили 8 936.1 долларов, занимали 17е место в мире и были на уровне государственных расходов на душу населения в Швейцарии (9 533.4 долларов), государственных расходов на душу населения на Каймановых островах (9 255.6 долларов), государственных расходов на душу населения в Австрии (8 894.8 долларов), государственных расходов на душу населения в Сан Марино (8 721.8 долларов), государственных расходов на душу населения во Франции (8 703.0 долларов), государственных расходов на душу населения в Израиле (8 666.3 долларов), государственных расходов на душу населения в Новой Каледонии (8 355.6 долларов), государственных расходов на душу населения в Германии (8 310.7 долларов). Государственные расходы на душу населения в Канаде были больше, чем государственные расходы на душу населения в мире (1 667.4 долларов) на 7 268.7 долларов.

Сравнение государственных расходов Канады и соседей в 2016 году. Государственные расходы Канады были больше, чем государственные расходы Гренландии (1.2 млрд. долл.) в 276.6 раз, но были меньше, чем государственные расходы США (2 658.1 млрд. долл.) на 87.8%. Государственные расходы на душу населения в Канаде были больше, чем государственные расходы на душу населения в США (8 250.4 долларов) на 8.3%, но были меньше, чем государственные расходы на душу населения в Гренландии (20 784.6 долларов) на 57%.

Сравнение государственных расходов Канады и лидеров в 2016 году. Государственные расходы Канады были меньше, чем государственные расходы США (2 658.1 млрд. долл.) на 87.8%, государственные расходы Китая (1 610.3 млрд. долл.) на 79.9%, государственные расходы Японии (976.7 млрд. долл.) на 66.8%, государственные расходы Германии (680.8 млрд. долл.) на 52.4%, государственные расходы Франции (582.7 млрд. долл.) на 44.3%. Государственные расходы на душу населения в Канаде были больше, чем государственные расходы на душу населения во Франции (8 703.0 долларов) на 2.7%, государственные расходы на душу населения в Германии (8 310.7 долларов) на 7.5%, государственные расходы на душу населения в США (8 250.4 долларов) на 8.3%, государственные расходы на душу населения в Японии (7 645.4 долларов) на 16.9%, государственные расходы на душу населения в Китае (1 147.4 долларов) в 7.8 раз.

Потенциал государственных расходов Канады в 2016 году. При показателе государственных расходов на душу населения на таком же уровне, как государственные расходы на душу населения в Гренландии (20 784.6 долларов), лучшего соседа, государственные расходы Канады был бы 754.3 млрд. долл., что в 2.3 раз больше фактического уровня.

Государственные расходы Канады, 1970-2016
год государственные расходы на душу населения, долларов государственные расходы, млрд. долл. рост государственных расходов, % доля государственных расходов в ВВП, % доля Канады, %
текущие цены постоянные цены 1970 в мире в Америке в Северной Америке
1970 18.3 853.0 18.3 20.8 3.4 7.8 8.6
1971 20.9 958.4 18.9 3.1 21.0 3.5 8.2 9.0
1972 23.7 1 067.5 19.4 3.1 20.9 3.4 8.5 9.4
1973 26.5 1 179.3 20.4 4.7 20.2 3.2 8.8 9.9
1974 32.9 1 442.5 21.7 6.4 20.5 3.4 9.6 11.0
1975 38.4 1 659.4 23.1 6.7 22.1 3.3 9.9 11.4
1976 45.5 1 939.6 23.5 1.9 22.0 3.7 10.9 12.6
1977 47.9 2 015.7 24.7 4.7 22.6 3.5 10.7 12.3
1978 48.4 2 013.9 25.1 1.8 22.1 2.9 9.9 11.5
1979 52.0 2 141.0 25.3 1.1 21.4 2.8 9.7 11.4
1980 59.2 2 411.4 26.2 3.4 21.6 2.8 9.8 11.5
1981 65.8 2 652.5 26.7 1.7 21.5 3.0 9.6 11.5
1982 72.2 2 883.5 27.0 1.2 23.0 3.3 9.9 11.5
1983 77.5 3 063.3 27.3 1.1 22.8 3.5 10.1 11.5
1984 78.6 3 073.8 27.9 2.3 22.1 3.5 9.8 11.1
1985 80.8 3 121.4 29.0 4.0 22.1 3.5 9.4 10.5
1986 83.7 3 195.0 29.5 1.6 22.2 3.1 9.1 10.2
1987 93.1 3 505.7 29.9 1.4 21.6 3.1 9.6 10.7
1988 107.6 3 992.4 30.8 2.9 21.2 3.3 10.3 11.6
1989 121.2 4 435.5 31.5 2.5 21.5 3.6 10.7 12.1
1990 134.8 4 868.7 32.5 3.3 22.7 3.5 10.9 12.4
1991 147.1 5 245.4 33.3 2.4 24.1 3.6 11.1 12.8
1992 145.3 5 118.8 33.6 0.81 24.5 3.3 10.6 12.2
1993 138.3 4 817.5 33.5 -0.20 24.0 3.1 9.7 11.4
1994 131.5 4 530.9 33.1 -1.1 22.7 2.8 8.8 10.6
1995 131.2 4 474.6 32.8 -0.99 21.7 2.6 8.3 10.3
1996 130.9 4 419.6 32.2 -1.9 20.8 2.5 8.1 10.0
1997 130.0 4 348.5 32.0 -0.59 19.9 2.6 7.7 9.6
1998 125.8 4 167.6 32.6 1.9 19.9 2.5 7.2 9.0
1999 131.1 4 304.0 33.3 2.2 19.4 2.5 7.3 8.8
2000 142.3 4 629.8 34.5 3.4 19.2 2.7 7.5 9.0
2001 144.2 4 647.1 35.6 3.4 19.6 2.6 7.2 8.5
2002 150.4 4 803.3 36.4 2.3 19.8 2.6 7.2 8.3
2003 178.2 5 633.8 37.5 2.9 20.0 2.7 8.0 9.2
2004 199.4 6 239.7 38.2 1.9 19.5 2.7 8.3 9.6
2005 223.8 6 931.1 38.6 1.1 19.1 2.8 8.6 10.1
2006 254.0 7 779.0 39.7 2.8 19.3 3.0 9.0 10.8
2007 282.8 8 563.1 40.6 2.4 19.3 3.0 9.2 11.3
2008 306.2 9 167.3 42.1 3.8 19.8 2.9 9.1 11.4
2009 301.9 8 935.6 43.3 2.7 22.0 2.8 8.8 11.0
2010 347.3 10 164.8 44.2 2.3 21.5 3.0 9.4 12.1
2011 379.1 10 976.4 44.8 1.3 21.2 3.0 9.8 13.0
2012 385.1 11 033.7 45.1 0.70 21.1 3.0 9.9 13.1
2013 382.5 10 848.0 44.8 -0.70 20.8 3.0 9.8 13.1
2014 366.5 10 293.2 45.2 0.78 20.4 2.8 9.3 12.5
2015 326.6 9 084.4 45.8 1.5 21.0 2.7 8.5 11.1
2016 324.3 8 936.1 46.7 2.0 21.2 2.6 8.4 10.9

Picture. Государственные расходы Канады, 1970-2016

Picture. Государственные расходы на душу населения в Канаде, 1970-2016

Picture. Рост государственных расходов в Канаде, 1970-2016

Picture. Доля государственных расходов в ВВП Канады, 1970-2016

Сравнение государственных расходов Канады и стран соседей

Государственные расходы Канады и стран соседей, порядок отношения к показателю Канады
Страна 1970 1980 1990 2000 2010 2016
США 1.0 0.89 0.85 1.0 0.86 0.91
Канада 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0 0.0