Требования к подготовке сообщения по теме. Методические рекомендации по подготовке сообщения

ПОДГОТОВИТЬСЯ

ПОДГОТОВИТЬСЯ

1. Запастись какими-нибудь материалами, сведениями, знаниями, необходимыми для чего-нибудь. Подготовить к ответу.

2. Настроить, расположить себя к чему-нибудь. Подготовиться к печальному сообщению.


Толковый словарь Ушакова . Д.Н. Ушаков. 1935-1940 .


Смотреть что такое "ПОДГОТОВИТЬСЯ" в других словарях:

    ПОДГОТОВИТЬСЯ, влюсь, вишься; совер. То же, что приготовиться. П. к докладу. П. к экзамену. П. к разговору. | несовер. подготавливаться, аюсь, аешься и подготовляться, яюсь, яешься. | сущ. подготовка, и, жен. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов … Толковый словарь Ожегова

    См. приготовиться Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    Сов. см. подготавливаться Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Подготовиться, подготовлюсь, подготовимся, подготовишься, подготовитесь, подготовится, подготовятся, подготовясь, подготовился, подготовилась, подготовилось, подготовились, подготовься, подготовьтесь, подготовившийся, подготовившаяся,… … Формы слов

    подготовиться - подгот овиться, влюсь, вится … Русский орфографический словарь

    подготовиться - (II), подгото/влю(сь), то/вишь(ся), вят(ся) … Орфографический словарь русского языка

    Влюсь, вишься; св. 1. Заранее приготовить всё необходимое для выполнения, осуществления какой л. работы, каких л. действий и т.п. П. к севу. П. к празднику. П. к отъезду. // (нсв. также готовиться). Собрать, изучить какие л. материалы, овладеть… … Энциклопедический словарь

    подготовиться - влюсь, вишься; св. см. тж. подготавливаться, подготавливание, подготовляться, подготовка, подготовление 1) … Словарь многих выражений

    заточить копыта - подготовиться к побегу … Воровской жаргон

    Влюсь, вишься; сов. (несов. подготавливаться и подготовляться). Заранее приготовить все необходимое для выполнения, осуществления какой л. работы, каких л. действий и т. д. Подготовиться к севу. Подготовиться к отъезду. □ [Васильков:] Мне еще… … Малый академический словарь

Книги

  • Как подготовиться к переговорам за час , Пьер Касс. О чем эта книга "Как подготовиться к переговорам за час" - это настоящая классика среди учебников по деловому общению. Книга не ведет читателя за руку среди дебрей метафор и не объясняет ему…
  • Умная мама. Как подготовиться к рождению ребенка за три дня , Елена Анциферова. Цитата "Пожалуйста, первые пару месяцев не проверяйте ребенка на прочность, как в Древней Спарте, а правильно заботьтесь о малыше, создавайте благоприятные условияухода за ним дома, дайте ему…

Если вы хотите, чтобы сделанный вами на семинаре доклад оказался полезным и интересным, его необходимо тщательно готовить. Сначала прочитать соответствующий раздел в лекции и учебнике – необходимо понять, какими знаниями будут располагать слушающие вас сокурсники. Затем определить цель вашего доклада: дополнить имеющийся материал, проиллюстрировать его примерами или выйти за пределы учебного материала, рассмотреть новые вопросы или аспекты изучаемых проблем. После этого переходите к изучению рекомендованной литературы. Если есть возможность и желание, поищите дополнительные источники, обратитесь к возможностям Интернета.

При подготовке доклада или сообщения не ограничивайтесь пересказом источников. Вступление к докладу должно содержать обоснование актуальности выбранной темы: поразмышляйте, почему данный вопрос волновал людей раньше и продолжает волновать теперь, чем он важен для них. Сопоставьте существующие точки зрения, постарайтесь определить их слабые и сильные стороны. Не стесняйтесь высказывать свое мнение, отношение к проблеме. При работе над докладом опирайтесь на имеющиеся у вас знания, житейский и профессиональный опыт.

Результатом работы над источниками будут различного рода конспекты, выписки, ксерокопии с подчеркнутыми и выделенными местами. Это еще не доклад, а только черновой материал к нему. Ваша задача – переработать этот материал, структурировать и упорядочить, сделать обозримым и удобным для понимания. На этом этапе работы необходимо уточнить план. Выделить вступление, где вы обоснуете необходимость и полезность той информации, которую вы собираетесь предложить своим слушателям. Основная часть работы предполагает последовательное и четкое изложение основных положений с доказательствами, обоснованиями и иными аргументами. В заключении коротко резюмируется основной смысл работы и делаются выводы, цель которых показать, что поставленные в работе цели достигнуты и дается ее оценка.

Текст доклада готов. Но подготовка к докладу еще не завершилась. Если вы просто будете читать свой доклад, не отрываясь от бумаги, то слушатели скоро устанут и заскучают. Поэтому надо уметь не читать, а рассказывать. Для этого нужно составить тезисный план, заглядывая в который вы не потеряете нить рассказа, выписать значимые цитаты, которые нужно передать точно, выделить и пояснить основные термины и понятия. Если из прочитанных вами источников смысл некоторых терминов не совсем ясен – обратитесь к словарю или энциклопедии. Докладчик должен хорошо владеть материалом. Возможно трудные или сложные термины, имена заранее написать на доске, чтобы слушателям легче было ориентироваться. И напоследок подумайте, какие вопросы ваш доклад может вызвать, попробуйте предугадать и подготовиться. Желательно порепетировать, рассказав ваш доклад какому-нибудь добровольному слушателю или хотя бы самому себе. И тогда ваши слушатели получат удовольствие и новые знания, а вы – моральное удовлетворение от хорошо сделанной работы и хорошую оценку.


Основная литература

1. Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.:Юристъ, 2004.

2. Философия: учебник для вузов / под ред. проф. В.Н. Лавриненко, проф. В.П.Ратникова. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003.

3. Голубинцев, В.О. Философия для технических вузов / В.О. Голубинцев, А.А. Данцев, В.С. Любченко. – Ростов-на-Дону, 2008.

4. Философия: учебник для студентов технических вузов / И.Я. Копылов и др.; под ред. И.Я. Копылова, В.В. Крюкова. – М.: ИНФРА – М.; Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2002.

5. Канке, В.А. Философия. Исторический и систематический курс: учебник для вузов / В.А. Канке. – М.: Логос, 2001.

6. Кемеров, В.Е. Введение в социальную философию: учебник для вузов / В.Е. Кемеров. – М., 2001.

7. Родчанин, Е.Г. Философия для технических вузов (исторический и систематический курс): учебник / Е.Г. Родчанин, В.И. Колесников. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука-Пресс, 2006.

8. Философия истории: Учеб. Пособие / под ред. проф. А.С. Панарина. – М.: Гардарики, 1999.

Учебно-методическая литература

1. Романов, И.Н. Философия. Исследования – тексты – схемы – таблицы – упражнения – тексты: учебное пособие / И.Н. Романов, А.И. Костяев – М.: Педагогическое общество России, 2003.

2. Баранов, Г.В. Философский практикум: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по гуманитарным направлениям и специальностям / Г.В. Баранов; под ред. проф. В.Н. Лавриненко. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2005.

3. Философия (конспект лекций в схемах). – М.: Изд-во ПРИОР, 2002.

Публичное выступление – выступление перед слушателями с целью убеждения, провокации, информирования. Такое выступление может быть рассчитано как на обширную аудиторию, так и на узконаправленную (определенный контингент слушателей).

Цель оратора расположить к себе слушателей, привлечь внимание и доказать правоту убеждений. Для этого говорящему нужно пройти основные этапы подготовки и запомнить хитрые языковые приемы, повышающие эффективность ораторской речи.

В ораторской деятельности насчитывают четыре вида выступления:

  • рассказ экспромтом – выступление перед аудиторией без предварительной подготовки;
  • составление конспекта – тезисы, использующиеся при сообщении;
  • текст сообщения – составление текста, который вы читаете при выступлении;
  • заучивание наизусть – вы учите текст и воспроизводите по памяти, соблюдая основные требования слушателей.

Для творческого выступления комбинируйте эти способы. В ораторской деятельности нет ограничений, но всегда стоит учитывать особенности аудитории. Принцип ораторской деятельности – возможность свободно выбирать особенности рассказа и использовать любые средства выразительности выступления.

Основа публицистических выступлений – план. Чтобы составить план сообщения, записывайте тезисы, которые подойдут к теме. Тезисы проанализируйте и исключите лишнюю информацию. После обработки прочтите тезисы еще раз.

При необходимости, дополните план и подкрепите его вспомогательными фактами, чтобы план выглядел полным и последовательным. Вносите в план обдуманные предложения. Если вы новичок в ораторской сфере, не сокращайте предложения – записывайте полностью, чтобы не запинаться при произношении.

Как использовать план

Иметь при себе план выступления полезно, но не увлекайтесь дословным копированием тезисов. Выбирайте самостоятельно, как пользоваться записями, чтобы речь была обдуманной, последовательной, согласованной в интонации и темпе произношения.

Новичкам план поможет сориентироваться при повествовании; более опытным в ораторской деятельности, тезисы послужат как дополнение к выступлению. План подходит для постоянного обращения, подтверждая уверенность, что тезисы озвучиваются в правильном порядке.

Если вы считаете, что плана недостаточно для успешного сообщения, то напишите полный текст. Словесное оформление публичного выступления можно заучить, чтобы иметь возможность смотреть на аудиторию, а не задерживать взгляд на бумаге. Структура публичного выступления должна быть вам известна, а не просто записана в конспекте.

Структура публичного выступления

Самые сильные части рассказа – начало и заключение. После их удачного построения, вы заинтересуете аудиторию и оставите о себе приятное впечатление. Помните, что впечатление складывается за первые пять секунд общения. Поэтому сразу покажите, что подготовили интересный рассказ: продемонстрируйте видео или фото, подходящее к теме; начните с интересного факта.

1 Этапы рассказа начинаются с введения, а композиция публичного выступления строится на описательной части. Для выразительности используйте предысторию. Расскажите интересную притчу или жизненный пример, не отклоняясь от темы разговора. Не забывайте про психологические приемы и языковые средства, чтобы аудитория успешно переняла ваше отношение к теме.

2 Опишите проблему, которую вы затрагиваете. Уделите внимание этому пункту, чтобы аудитория понимала вас и слушала с интересом. Затроньте перспективы, которые возможны при решении проблемы. Подойдите к этой части рассказа издалека. Расскажите, как вы пришли к таким выводам и что вы думаете об этом.

3 Подумайте, какие вопросы вам задаст аудитория. Чтобы не молчать при общении с публикой, заранее оцените, какие моменты интересуют людей.

Важной частью публичного выступления является заключение.

Принципы качественного заключения

  • заключение подводит итоги, обобщает сказанное;
  • заключение лаконичное и кратко описывающее основные мысли;
  • заключение с долей юмора;
  • заключение несет комплименты слушателям;
  • заключение повторяет основную мысль текста;
  • заключение подходит для саморекламы и утверждения осведомленности в поднятой теме;
  • заключение используется для советов с помощью практических рекомендаций;
  • заключение усиливает эмоциональные впечатления от рассказа;
  • креативное заключение подкрепляется презентацией и связывает этапы рассказа.

Связность всех частей доклада слушатели должны ощущать постоянно: Одна мысль плавно переходит в другую; соблюдается логическая последовательность.

Заключение невозможно без аргументации. Композиция публичного выступления должна сопровождаться доказательствами вашей правоты.

Аргументация публичного выступления

Аргументация – это доводы, обосновывающие тезисы, и доказательства озвученной информации.

Аргументация делится на два типа:

  1. Логическая аргументация.

Доказательства, основанные на разуме слушателей. Такая аргументация объясняется дедуктивным методом, рассуждением от общего к частному.

  1. Психологическая аргументация.

Аргументация, направленная на эмоции, чувства, нравственные нормы слушателей.

Правила аргументации

  • Аргументация должна быть правдивой. Недостоверные факты подорвут вашу репутацию. Проговаривайте доказательства с убедительностью. Убеждающее выступление означает правильно подобранную аргументацию, основанную на уверенности в своих доводах.
  • Доказательств должно быть больше трех, чтобы прибавить сообщению убедительности. На психологическом уровне три довода означает много доводов. Слушатели будут уверены в вашей правоте. Аргументация не должна быть слишком фантастической.
  • Аргументация подразумевает умелое употребление доводов и соблюдение пауз. При перечислении аргументов, придерживайтесь строгих пауз. Наличие пауз позволяет слушателям отделять доказательства друг от друга. При соблюдении пауз не делайте их слишком длинными.
  • Кроме пауз, соблюдайте правила краткости. Аргументация должна быть лаконичной, чтобы слушатели не потеряли нить разговора. Кратко обозначьте одну мысль, затем переходите к другой. Этапы рассказа дополните доводами и наличием пауз.

Правила подготовки публичного выступления

Хорошее выступление – не только аргументированный доклад. Это интересный и поучительный рассказ, к которому люди захотят задавать вопросы. Если слушатели с интересом следят за вашей речью, значит, у вас есть навыки ораторского искусства.

Правила хорошего выступления:

  • Дайте людям мотивацию, чтобы они знали, для чего пришли посмотреть на вас.
  • Обозначьте идею рассказа. Основа текста должна быть краткой.
  • Разбейте выступление на логические части. Соблюдение пауз между ними обязательно.
  • Используйте риторические вопросы.
  • Выделите для себя ключевые слова из текста. По ним вы быстро сориентируетесь, если забудете заученную речь. Учебное повествование невозможно без ключевых слов.
  • Подкрепите рассказ примерами и поучительными историями из жизни.
  • Дополните рассказ подходящими фото и видео.
  • Ведите диалог с аудиторией. Периодически задавайте людям легкие вопросы.
  • Особое внимание уделите вступительной части и заключению.
  • Не растягивайте рассказ. По психологическим причинам люди полноценно воспринимают текст 20 минут, после чего внимание рассеивается.
  • Время, отведенное для ответов на вопросы, учитывается в общем времени доклада;
  • Оптимальный темп рассказа – 100 слов в минуту.
  • Общайтесь с людьми на их языке. Заранее узнайте, к какому контингенту относятся слушатели.
  • Поддерживайте зрительный контакт с аудиторией.
  • Подбирайте одежду, соответствующую выступлению.

У вас не должно возникнуть сомнений по поводу доклада. Подготовка к публичному выступлению обеспечит уверенность в собственных силах, а это гарантирует половину успеха. Вторую половину вы получите, применяя следующие способы и приемы выразительности:

  • Покажите публике уверенность в своих силах. Выступайте без суеты и лишних движений. Это убедит людей в вашей уверенности, а вам повысит чувство собственного достоинства.
  • Займите место посреди сцены. Публика должна чувствовать вашу значимость.
  • Наличие пауз между аргументами обязательно. Но не пренебрегайте приемом пауз перед выступлением. Попросите воды, поправьте одежду или используйте другой способ, чтобы настроиться на психологический контакт с людьми.
  • Сосредоточьте внимание на трех людях, которые станут точками опоры для зрительного контакта.
  • Жестикулируйте в процессе доклада.
  • Обходитесь без скрещенных или заведенных за спину рук. Это приемы защиты, аудитория психологически настроится на то, что вы сторонитесь ее.
  • Не показывайте превосходство при общении с людьми. Ведите себя на равных с ними, особенно если это учебное выступление.
  • Если вам аплодируют, дождитесь конца аплодисментов, чтобы продолжить рассказ.
  • Завершая, скажите приятные слова и пожелайте удачи.

Чтобы рассказ был удачным, поработайте над произношением и преподнесением текста перед слушателями.

Языковые средства выразительности

Подготовка речи и выступление взаимосвязаны. Языковые средства, создающие логичность выступления, обязательно нужно проработать. Это поможет публике сформировать четкое понятие о вашей проблеме.

Языковые средства выразительности:

  • структурируйте текст;
  • используйте сложноподчиненные предложения;
  • используйте вводные слова;
  • используйте риторические вопросы;
  • преподнесите материал с эмоциями;
  • выделите основную мысль;
  • призывайте аудиторию к действиям;
  • используйте пословицы, поговорки и сравнения;
  • приводите пример из жизни;
  • примените повторы, но не прибегайте к этой методике слишком часто;
  • демонстрируйте собственную заинтересованность в теме;
  • говорите не слишком тихо, но и не кричите;
  • перед выступлением потренируйтесь в произношении слов. Произносите текст внятно.

Чтобы подготовиться к выступлению, нужен правильный физический и эмоциональный настрой.

Как подготовиться к публичному выступлению: внутренняя организация

Подготовка к выступлению считается частью рассказа. Чтобы усмирить волнение, используйте 6 основных правил:

  1. Сконцентрируйте внимание на речи, а не на волнении.
  2. Рассказывайте не всю информацию, которая вам известна. Это укрепит уверенность в себе.
  3. Перед выступлением отдыхайте, а не повторяйте текст.
  4. Не ешьте за час до выступления.
  5. Перед выступлением не занимайтесь неожиданными делами.
  6. Уделите внимание содержанию текста. Бегло его прочтите, чтобы использовать приемы подсознания, которое запомнит основные моменты речи.

Проведение публичного выступления – нетрудное занятие, если подойти к нему со всей ответственностью и учитывать основные функции выступления. В эти функции входит донесение информации и объяснение точки зрения. Также, вы можете повысить эффективность речи, учитывая особенности публики и используя средства выразительности. Начать обучение ораторскому искусству лучше с изучения небольших этапов, постепенно усложняя поставленные задачи и требования к выступлению.

Главная > Доклад

Как правильно подготовить сообщение или доклад?

Сообщение - это устный монолог не более 4 минут, содержащий научную информацию. Доклад - еще один вид устного монолога научного стиля речи. От сообщения доклад отличается большим объемом информации. Оптимальное время доклада - 5-10 минут. Во вступлении докладчик не только сообщает тему, но и указывает ее актуальность и значение.Основная часть доклада содержит материал, который отобран учащимся для рассмотрения данной темы. В заключении нужно сделать выводы. Окончательно отработанный текст доклада можно несколько раз прочитать, чтобы лучше усвоить последовательность изложения, а затем обязательно проговорить вслух. Кроме того, надо проверить, сколько минут займет выступление: заметить по часам время начала и конца проговаривания. Вы должны попасть в требуемый интервал ± 20 секунд. Структура доклада:
    Титульный лист (Приложение 1) Введение (один абзац) Основная часть Заключение (один абзац) Список использованных источников (литература, название сайтов)

Требования к оформлению работы

    Работа должна быть выполнена с использованием компьютера и принтера на одной стороне бумаги формата А4 через полуторный межстрочный интервал. Цвет шрифта должен быть черным, шрифт TimesNewRoman, кегель 14. Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: правое, верхнее и нижнее -15мм, левое - 25 мм,. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 125 мм. Выравнивание текста по ширине. Перед знаками препинания (кроме тире) не может быть пробела. После знака препинания пробел обязателен. Разрешается использовать компьютерныевозможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание. Перенос слов недопустим. Таблицы и иллюстрации размещаются по центру листа и нумеруются последовательно арабскими цифрами (Рис.1) Если иллюстраций несколько, то все они должны быть одного размера. В тексте на все рисунки, таблицы, схемы, фото должны быть даны ссылки.

Сообщения и доклады оцениваются по следующим критериям:

Соблюдение требований к его оформлению; - необходимость и достаточностьинформации для раскрытия темы; - умение учащегося свободно излагать основные идеи, отраженные в докладе; - способность учащегося понять суть задаваемых ему вопросов и сформулировать точные ответы на них. УГЛЕДАРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА I-III СТУПЕНЕЙ №2

по географиина тему

«Зебры – полосатые жители Африки»

Подготовила ученица 7-А класса Петрова Ирина

Угледар 2011

Как вы считаете зебра белая в черную полоску или черная в белую полоску? На самом деле зебра - чёрная в белую полоску (чёрный цвет появляется раньше), а не наоборот. Зебры – дикие африканские лошади; вместе с настоящими лошадьми и ослами составляют род и семейство лошадей, отряда не парнокопытных животных. Отличаются своеобразной окраской тела, состоящей из чередующихся тёмных и светлых полос. Телосложением некоторые зебры напоминают ослов, другие более сходные с настоящими лошадьми. Роговые мозоли (каштанчики) имеются только на передних конечностях. Грива короткая, прямостоящая; хвост с кистью удлинённый волос на конце. Различают 3 вида зебр: горную зебру, зебру Грэви и кваггу. Горная зебра самая мелкая из всех (фото 1). Телосложением похожа на осла. Высота в холке у взрослого жеребца около 125 см. На всём теле вплоть до копыт яркие чёрные полосы, особенно широкие на бёдрах. Голова короткая и широкая; уши длинные. Копыта узкие и высокие; каштанчики крупные. Встречаются в Южной и Юго-Западной Африке.

Рис. 1. Горная зебра Зебра Грэви значительно крупнее (Фото 2), достигает высоты в холке более 155 см. На всём теле вплоть до копыт чёрные полосы, гораздо многочисленнее и узкие чем у горной зебры. Распространена Южной Эфиопии и прилегающих частях Кении и Сомали.

Фото 2. Зебра Грэви Квагга - истреблённое непарнокопытное животное (Фото 3), ранее считавшееся отдельным видом зебр. Квагги жили в Южной Африке. Спереди они имели полосатую расцветку, как у зебры, сзади - гнедой окрас лошади, длину тела 180 см.Последняя дикая квагга была убита в 1878 году. Последняяквагга в мире умерла в зоопарке Амстердама в 1883 году.

Фото 3. Квагга Зебры – стадные полигамные животные, встречающиеся обычно табунами по 10-30 голов. Ранее когда зебры были многочисленны, наблюдались стада по несколько сот и даже тысячи голов. Питаются травянистой растительностью. Зебры – очень осторожные, быстро бегающие животные. Легко переносят неволю и регулярно размножаются, но приручаются трудно. По наблюдениям, в неволе продолжительность беременности 346-390 дней. Различные виды зебр скрещиваются между собой и дают плодовитое потомство. Известны помеси зебр с различными породами домашних лошадей, ослами и лошадью Пржевальского. Успешно аклиматизированны в Украине в степном заповеднике Аскания-Нова. Использованные источники

    /wiki/Зебры

Презентуя результаты работы, очень важно подготовить свое обращение к аудитории, учитывая основные требования к устному сообщению. Оформление доклада предусматривает четкое и лаконичное изложение информации, которое легко воспринимается слушателями. В соответствии с этим, важно соблюдать правила оформления доклада, которые помогут сделать вашу речь интересной.

Основная цель докладчика в основном заключается в том, чтобы:

В короткий отрезок времени проинформировать о чем-либо слушателей;

Продемонстрировать наглядный материал (диаграммы, графики, схемы…);

Постараться донести информацию максимально легкодоступными способами;

Выкристаллизовать из всего объема информации самую полезную и важную, подать данные и факты так, чтобы они легко запоминались.

Исходя из цели, тематики, сферы деятельности, в которой его обнародуют, зависит и оформление доклада. Можно написать сообщение в свободной форме и также вольно вести себя докладчику во время демонстрации. Бывает, необходимо соблюдать обязательные составные элементы.

Например, оформление докладов в научной сфере всегда структурировано и идентично научной работе, по которой предлагается выступление.

Ниже рассмотрим основные компоненты доклада. В качестве примера приведем представляющего научную работу. Подобный алгоритм действий подойдет для подготовки доклада на любую тематику.

Текст должен начинаться с приветствия. Например: «Уважаемые присутствующие, члены комиссии, гости (здесь следует перечислить основные группы присутствующих людей, в зависимости от характера мероприятия)!».

Ознакомить присутствующих с четким названием темы доклада. Можно так: «Вашему вниманию предлагается доклад на тему… Разрешите начать с…» (Если это научная тематика, то начать можно с актуальности предложенной темы, потом перейти к цели, заданиям, а после - к рассмотрению процесса и результатов).

Далее, после вступительной части, можно приступить к пересказу основного процесса научного (маркетингового и т. д.) исследования. Желательно подчеркнуть этот переход словами. Аудитории будет легче сориентироваться, а вам - удержать внимание. Можно сформулировать таким образом: «А теперь разрешите перейти к основным результатам исследования. Позвольте теперь более детально представить этапы нашего исследования».

Всю информацию очень хорошо было бы разбить на блоки. Это можно сделать с помощью того, что вы предложите рассматривать весь процесс отдельными этапами. Например: «Исследование на тему… проходило в несколько этапов. Сейчас мы коротко расскажем о них. Итак, на первом этапе мы обратились к… ».

Эта часть доклада самая содержательная, более продолжительная, поэтому нужно позаботиться о том, чтобы интерес слушателей не угас. В этом вам помогут различные презентационные материалы, содержащие графики, диаграммы, иллюстрации и т.д.

Но следует помнить, что чрезмерное их количество еще больше может утомить аудиторию и вызвать раздражение. Поэтому стоит выбрать наиболее важные и нужные слайды, подкрепляющие вашу речь, и избежать калейдоскопа всевозможных картинок, которые с трудом человек успеет разглядеть, не говоря уже о том, чтобы понять их.

Стоит учесть, что вам необходимо четко понимать, какая иллюстрация сопровождает текст. Они должны совпадать и дополнять друг друга. По тексту всего доклада очень необходимо сделать пометки о том, какой именно должен быть слайд на экране, когда вы произносите те или иные слова.

В конце доклада необходимо коротко резюмировать самое основное, сделать логическое завершение. Лаконично констатировать. к чему вы пришли в ваших умозаключениях, какие пути развития видите дальше.

Обязательно выразите благодарность за внимание, предложение перейти к дискуссии.

В заключение можно сказать так: «Спасибо (кому-то) за предоставленную возможность выступить, присутствующим - за внимание. Предлагаю перейти к обсуждению представленных результатов».

Как можно заметить, оформление доклада должно быть максимально структурированным. Это поможет самому оратору легко ориентироваться в информации, отвечать на вопросы, иметь возможность возвращаться к тексту вновь и вновь в случае дискуссионных моментов, а также в процессе всего обсуждения.