Из опыта работы по УМК В. Кузовлева

2.2 Анализ УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ»

Анализируемый учебник В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ» /31/ построен в соответствии с учебным планом (3 часа в неделю) и по своему содержанию ориентирован на государственный образовательный стандарт применительно к учебному предмету «иностранный язык». Следу­ет, однако, заметить, что материал, предназначенный для усвоения, по глу­бине и общему содержанию выше требований образовательного стандарта. Во всех компонентах УМК содержится избыточный материал, который обес­печивает возможность выбора материала в зависимости от интересов, спо­собностей и уровня обученности учащихся. Избранный подход дает возмож­ность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рам­ки базового курса /32/.

УМК для 6-го класса продолжает и развивает систему обучения, положен­ную в основу УМК для 5-го класса, а именно обучение иноязычной культуре. В основу данного УМК положен коммуникативный подход к овладению всеми аспектами иноязычной культуры: познавательным, учебным, развивающим и воспитатель­ным, а внутри учебного аспекта - всеми видами речевой деятельности: чтени­ем, говорением, аудированием, письмом.

Если в 5-м классе главной задачей являлось обучение рецептивным видам речевой деятельности, и в первую очередь чтению, то в 6-м классе на первый план выдвигается обучение продуктивным видам, а именно говорению.

Говорение. Материал каждого цикла, предназначенный для овладения в го­ворении, указан в технологической карте в графе "Speaking".

Задача УМК-6 заключается в том, чтобы довести говорение до уровня продуктивного владения материал.

Предметное содержание говорения строится вокруг тем и проблемных во­просов, представляющих интерес как для английских, так и для российских школьников. Подробный перечень предметов обсуждения и речевых функций, которыми должны овладеть учащиеся, приводится в технологических картах в разделах "Topics, problems, situations", "Functions", "Speaking".

В 6-м классе преимущественное внимание отводится обучению диало­гической речи. Для обучения диалогической речи в каждом цикле отводятся спе­циальные уроки, на которых учащиеся с помощью функциональных опор ов­ладевают такими речевыми функциями, как запрос информации, объяснение, согласие, описание, обещание, отказ, соглашение, приглашение, извинение, обмен впечатлениями, побуждение к действию и др.

Акцент при обучении диалогической речи делается не на репродукцию об­разцовых диалогов, а на развитие механизмов диалогического общения: разви­тие реакции на реплику собеседника, выбор адекватной стратегии и тактики общения, перехват инициативы и т.д.

К концу 6-го класса учащиеся должны уметь без предварительной подго­товки вести несложную беседу с речевым партнером в связи с предъявленной ситуацией общения, а также содержанием увиденного, услышанного или про­читанного, адекватно реагируя на его реплики, запрашивая уточняющие сведе­ния и побуждая собеседника к продолжению разговора, используя речевые фор­мулы и клише этикетного характера в рамках языкового материала 6-го и пред­шествующих классов. Высказывание каждого собеседника должно содержать не менее 4-6 реплик, правильно оформленных в языковом отношении и отве­чающих поставленной коммуникативной задаче.

В 6-м классе продолжается обучение монологической речи. К концу 6-го класса учащиеся должны уметь без предварительной подготовки высказываться логично, последовательно и в соответствии с предложенной ситуацией обще­ния или в связи с прослушанным или увиденным, кратко передавать содержа­ние прочитанного или услышанного с непосредственной опорой на текст, дан­ные вопросы, ключевые слова. Объем высказывания не менее 6-10 фраз, пра­вильно оформленных в языковом отношении и отвечающих поставленной коммуникативной задаче.

Перейдем к анализу второго цикла изучаемого УМК /31/ “Unit 2. What are you like?”

Всего во втором цикле данного УМК представлено 63 упражнений:

· в “Student’s Book” /31/ – 28 упражнений;

· в “Activity Book” /33/ – 13 упражнений;

· в “Reader” /34/ – 22 упражнения.

В “Student’s Book” предлагается три РИ, что составляет 10,7%.

В “Activity Book” и “Reader” данный тип игр не представлен.

В пункте 2.1. были описаны следующие виды РИ:

1) врожденные,

2) приписанные,

3) приобретенные,

4) действенные,

5) функциональные.

В анализируемом УМК В.П. Кузовлева предлагаются два вида РИ:

Приобретенные – 1 игра, что составляет 33,3%,

Действенные – 2 игры, что составляет 66,7%.

Кроме того, упражнения подразделяются на игры в паре и в подгруппе:

В паре – 2 игры – 66,7%,

В подгруппе – 1 игра – 33,3%.

Итак, из анализа УМК В.П. Кузовлева «Английский язык для 6-х классов общеобразовательных школ» видно, что РИ в нем представлены, но в недостаточном количестве (всего 10,7%). Формирование говорения осуществляется в основном через другие виды упражнений.

Из предлагаемых методистами (п. 2.1.) видов РИ используются только 2 их вида: приобретенные и действенные. Большее внимание уделяется играм в паре. Но скорее всего игры в подгруппах будут использоваться на старших этапах обучения при совершенствовании устной речи.

В целом, все требования, предъявляемые к учащимся 6 классов в Программе по ИЯ /24/ в разделе говорения, в анализированном УМК реализованы полностью.

Диалогическая речь: учащиеся должны уметь без предварительной подготовки вести несложную беседу с речевым партнером в связи с предъявленной ситуацией общения, а также содержанием увиденного, услышанного или прочитанного, адекватно реагируя на его реплики, запрашивая уточняющие сведения и побуждая собеседника к продолжению разговора, используя речевые формулы и клише этикетного характера, выражая свое отношение к предмету высказывания.

Данный учебник ставит целью помочь учащимся овладеть базовым курсом АЯ в соответствии с требованиями государственного стандарта, призван заложить прочную основу для среднего и старшего этапов учения по учебникам данной серии.


Своей стратегии и тактики в предлагаемой роли; г) планирование возможного поведения партнера; д) определение вида, объема и структуры диалога и его возможного исхода. Использование ролевых игр в обучении диалогической речи на старшем этапе. Типы ролевых игр, используемых в обучении иностранному языку на старшем этапе обучения Именно роль в игре и органически связанные с ней действия...

Ибо однажды введенная игра будет использоваться учителем много раз, а новая лексика, с которой познакомятся ребята в процессе игры, станет активной. Использование ролевых игр на уроке иностранного языка более уместно на третьем этапе, когда происходит применение лексического материала в устно-речевой деятельности. Но ролевые игры (а иногда и элементы их) можно использовать и на этапе тренировки...

О каком-либо объекте. А, соответственно, информационная технология – система процедур преобразования информации с целью её формирования, организации, обработки, распространения и использования. Информационные технологии обучения – это все технологии, использующие специальные технические средства (ЭВМ, аудио, кино, видео). Когда компьютеры стали широко использоваться в процессе образования, ...

Это, однако, не снижает методической значимости типологического описания, поскольку полученная типология адекватно отражает закономерности развития ролевой игры как средства обучения профессионально-педагогическому общению в языковом педвузе. Ситуация как методическая категория. Есть проблемы, к которым наука вынуждена обращаться периодически. Даже будучи решенными на одном этапе ее...



Задание 1.
1. В чем, на ваш взгляд, значимость иноязычного образования в начальной школе? Назовите также его основные цели, расставляя их по степени важности.

В наше время очень важно знать иностранные языки. Знание иностранногог языка помогает найти работу на рынке труда и это повлекло за собой усиление мотивации к изучению иностранных языков. Все большее числолюдей понимают значимость иностранных языков и в частности английского языка.

В Россииразвиваются отношения со многими зарубежными странами и в целом все большее количество педагогов и родителей понимают значимость иностранного языка, в частности, в развитии личности младшего школьника.

Я считаю, иноязычное образование в начальной школе в этой ситуации становится значимым еще и с точки зрения возрастной психологии. В возрасте 7-10 лет огромную роль играет память. Чем раньше ребенок начинает изучать иностранный язык, тем легче ему будет в дальнейшем его совершенствовать. На мой взгляд, начинать иноязычное общение следует во 2 классе, используя долговременную детскую память и все механизмы запоминания: зрительный, слуховой, двигательный. В начальной школе следует играть с детьми, так как игра создает прекрасные условия для овладения языком.

Цель обучения иностранному языку - это коммуникативная деятельность учащихся. Задача, которая стоит перед учителем – вызвать интерес и творческую активность каждого учащегося. В начальной школе, изучая иностранные языки важно речевое и интеллектуальное развитие каждого школьника. Также важна сама личность ученика. В таком случае следующей по значимости целью я считаю развитие личности, речевых способностей, внимания, мышления, памяти и воображения младшего школьника; формирование мотивации к дальнейшему овладению английским языком.

Следующей по степени важности целью является овладение младшего школьника устной и письменной речью на английском языке.

Обеспечение коммуникативно-психологической адаптации младших школьников к своему языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и использования английского языка как средства общения и приобщения детей к новому социальному опыту использования английского языка я считаю равнозначными и взаимосвязанными.

2. Какой путь (путь “ снизу” и путь “ сверху”) овладения иноязычным говорением (диалогической и монологической речью) вы считаете наиболее эффективным для становления самостоятельной речи учащихся во 2-м классе и почему?

Предполагаемый диалог относится к разновидности свободного диалога, и образец будет только сковывать инициативу и творчество учащихся.

Следует отметить, что речь идет не просто об использовании диалога, а об обучении диалогической форме общения. Следовательно, даже без диалога-опоры речь идет о совершенствовании диалогических навыков и умений.

Содержание урока построенного по методу: путь «снизу вверх». В данном случае монолог строится без опоры на конкретный текст. Данный путь применяется учителем в следующем случае: на начальном этапе обучения, когда ученики еще не умеют читать или когда учебные тексты для чтения вряд ли могут предложить серьезную содержательную основу для развития навыков говорения.

Я считаю, что наиболее эффективным для становления эффективной самостоятельной (диалогической и монологической) речи является путь «снизу». Мною проверено на практике, что детям понятней и легче, когда обучение как диалогу, так и монологу начинается с элементарного диалогического единства или монологической единицы соответственно. Основным видом деятельности в начальной школе остается игра. Использование учителем специальных игровых ситуаций позволяет обеспечить овладение лексическими и грамматическими средствами общения. Цитируя материал лекции №7, следует согласиться с тем, что «дети учатся выбирать необходимый речевой образец для ответа, вопроса или другой реплики в специально созданной ситуации. Такая тренировка детей в самостоятельном употреблении ответных реплик начинается с самых первых уроков». Подтверждением всему вышесказанному является тот факт, что, в самом начале изучения английского языка, дети уже могут воспроизводить мини-диалоги и мини-монологи о себе и своей семье, описать игрушку, своего домашнего питомца или сказочного героя.

3. С какими трудностями вы обычно сталкиваетесь при обучении детей рецептивным видам иноязычной речевой деятельности – аудированию и чтению? В чём причина этих трудностей?

Обучение детей аудированию и чтению – процесс достаточно трудный. Особенно заметно это происходит в обычной общеобразовательной школе, такой как наша. Как правило, слуховое восприятие и слуховая память развиты у учащихся значительно хуже, чем зрительное восприятие и память. Все это усугубляет проблему обучения аудированию, поскольку дети с разным уровнем слухового и зрительного восприятия и это усугубляет проблему обучения аудированию, так как научить надо всех. Также важно учитывать характер аудитивного материала для того, чтобы он был понятен младшим школьникам. Аудирование, требуя напряженной мыслительной деятельности, обычно вызывает усталость и отключение внимания учащихся, что в свою очередь требует от учителя быстрой смены упражнений, привлечения наглядности (песня, мультимедийная презентация, мультфильм или ролик).

Что же касается чтения, то обучение чтению на английском языке (особенно во 2 классе, в начале пути) тесно связано с обучением чтению на русском языке. Трудности возникают при работе над формированием самого навыка чтения (не у всех ребят в равной степени развит речевой слух, плохо сформирован навык интонирования, выделения главного, определения места паузы). Не у всех учащихся к началу обучения чтению на английском языке сформирован навык чтения. С целью извлечения из прочитанного информации для дальнейшего его использования, приходится уделять огромное внимание формированию основных общеучебных умений, формированию коммуникативно-информационной компетенции. Во 2 ,3 классе учителю приходится проводить огромную работу до прочтения текста, настраивая учащихся на ту работу, которая будет проводиться после его прочтения. Во втором классе одновременно с изучением правил чтения сочетания гласных и согласных дети учатся читать вслух несложные тексты из книги. К началу 4 класса, как правило, необходимость в глобальной работе над текстом до его прочтения отпадает, у учащихся к этому времени уже сформирован алгоритм работы над чтением текста.

4. С какими трудностями сталкиваются ваши дети при овладении аудированием и чтением на английском языке? Чем они обусловлены?

Обучение аудированию – это трудоемкий процесс. Аудирование остается трудным и наименее любимым у учащихся аспектом обучения английскому языку. Говорение зачастую оказывается легче, чем понимание, так как при прочтении текста учащиеся должны уже владеть определенным набором лексики. Работа над аудированием вызывает у ребенка усталость и огромные напряжения. Для учащихся восприятие английской речи на слух, даже если она содержит большинство слов, которые им уже знакомы, представляется для них своего рода барьером, поскольку, как правило, любое аудирование требует выполнения каких либо упражнений, а это повышает ответственность и ведет к перенапряжению. Сталкиваясь с трудностями, иногда у школьников пропадает мотивация.

Чтение также вызывает ряд трудностей, т.к. для всех наших учащихся родным языком является русский язык. Есть существенные различия между алфавитами русского и английского языков. Для детей сложно перейти от кириллицы к латинице, отсутствие тех или иных звуков и буквосочетаний в родном языке ведет к неосознанному допущению ошибок. При обучении чтению нужно развивать фонематический слух каждого ученика. Отсутствие возможности (некоторым родителям не хватает временипомочь своим детям в выполнении домашнего задания) чтения и прослушивания аудиозаписей дома также вызывает дополнительные трудности в овладении чтением и аудированием.

5. Считаете ли вы важным формирования у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи? Почему?

Да, я считаю важным формирование у детей орфографической грамотности и письменной иноязычной речи. Письмо и речь имеют много общего, они взаимосвязаны. Также важны такие приемы как прописывание новых слов в тетрадях, словарные диктанты для развития орфографической памяти и орфографических навыков. В школьной практике известны случаи, когда одно неправильно написанное слово могло испортить всю работу школьника. Ведь при проверке письменных работ следует учитывать и орфографию. Сдавая Единый Государственный Экзамен, все может решить половина балла, и ученики не могут себе позволить допускать такие ошибки. Ребенок обязательно должен иметь возможность выражать свои мысли в устной или письменной форме.

6. Какие универсальные действия должны являться предметом формирования в начальной школе в первую очередь и почему?

Термин «универсальные учебные действия» подразумевают «умение учиться», т.е. ребенок должен самосовершенствоваться и овладеть огромным количеством умений и навыков для освоения всех компонентов учебной деятельности. В лекции №3 мы видим, что в состав универсальных учебных действий входят 4 блока: личностный, регулятивный, познавательный и коммуникативный. Поэтому трудно не согласиться с материалами лекции №3 в том, что ведущими должны стать личностные универсальные действия и регулятивные универсальные действия. На мой взгляд, при отсутствии формирования у ребенка «Я-концепции» и умения организовывать свою учебную деятельность по овладению иноязычной речевой деятельностью познавательные и коммуникативные универсальные действия теряют в некоторой мере смысл.

7. Является ли, на Ваш взгляд, необходимым формирование межкультурной компетенции младших школьников? Обоснуйте свой ответ.

Формирование межкультурной компетенции младших школьников является необходимым. Межкультурная компетенция является той точкой отсчета, когда мы можем говорить о сформированности языковой личности ученика готового принимать участие в диалоге культур. Я согласна с тем, что формирования межкультурной компетенции оказывает развивающее и воспитательное воздействие на личность учащегося начальной школы. Ученик в процессе формирования межкультурной компетенции учиться различать свое и чужое, уважать чужое и гордиться своим, преодолевать чувство страха при встрече с чужим, учиться общаться с носителями языка, опираясь на так хорошо понятную свою языковую картину мира. Младшие школьники проявляют большой интерес к людям с другой культурой, впечатления от общения с ними надолго остаются в памяти детей и способствуют развитию внутренней мотивации.

8. Какая из методических проблем начального иноязычного образования является, по вашему мнению, самой актуальной и требующей решения?

Представляется достаточно сложным выделить какую-то одну единственно-актуальную методическую проблему начального иноязычного образования. Часто я задаю себе следующие вопросы:

  • как при различии языковых и учебных способностей учащихся осуществлять обучение английскому языку в общеобразовательных школах при отсутствии возможности создания классов с разными уровнями, групп с разным количеством учащихся.
  • соблюдение преемственности. Важно избежать больших потерь при переходе с одного УМК в начальной школе на другой в среднем звене, при условии отсутствия выбора;
  • что должно измениться в преподавании английскому языку в связи с обучением второклассников английскому языку.
Задание 2.
1. Название УМК (авторы) и аргументация выбора именно этого комплекта.

УМК В.П. Кузовлева, Э.Ш. Перегудовой, С.А. Пастуховой, О.В. Стрельниковой «Английский язык» для 2-11 классов.

Данный УМК является первым в серии УМК для 2-11 классов.

Серия УМК очень удобно разделена по классам (в младшей школе по четвертям). Структуры уроков в каждой четверти несколько отличаются друг от друга, это объясняется спецификой целей обучения на каждом конкретном этапе. Все уроки являются комплексными.

Главной целью познавательного (социокультурного) аспекта ИК в УМК-2 является духовное совершенствование учащихся на базе знакомства и понимания детской культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой.

Интерес представляет и концепция диалога культур, в которой образовательная цель понимается как овладение учеником иноязычной культурой. Развитие индивидуальности происходит за счет того, что ученик овладевает не только знаниями, умениями и навыками, а иноязычной культурой.

Одной из главных отличительных черт данного УМК является то, что перед каждым уроком (в книге для учителя) четко определяются цели не только в учебном, но также в познавательном развивающем и воспитательном аспектах.

Каждое упражнение в УМК познавательно, так как строится на интересном для младшего школьника факте культуры (англоязычных стран или родной), и не только чему-то обучает, но также развивает и воспитывает учащихся.

Особенность данного УМК заключается в том, что технология обучения основывается на комплексном подходе к овладению основными видами речевой деятельности. Новый материал усваивается одновременно во всех четырех видах речевой деятельности, когда участвуют все анализаторы: слуховой, речедвигательный, зрительный и моторно-графический, что не только способствует более прочному усвоению материала, но и позволяет ученику компенсировать недостающую способность за счет более развитых.

Каждый урок представлен, как сценарий в полном объеме, включая материал для аудирования и чтения.

Широко представлены творческие виды деятельности (проекты)

Предусмотрены учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся. УМК разработан в соответствии с психологическими особенностями младших школьников, учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста.

В полной мере реализуется подход к развитию личностных качеств и способностей ребенка в процессе приобретения им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической, социальной.

Познавательная и коммуникативная деятельность организованы на основе зрительного восприятия реалий детской культуры (сказочные герои, герои мультфильмов, литературные герои).

Большое количество заданий побуждают детей создавать собственную книжку, придуманного друга, волшебный остров.

В УМК широко использованы самые разнообразные игры.

В данном УМК акцент сделан не на коммуникативную, а на познавательную функцию языка.

УМК (В.П. Кузовлева) помогает формировать положительное отношение к предмету и способствует развивать разные виды мотивации.

УМК способствует формированию мотивации успеха учащихся.

2. С какого класса дети изучают предмет “Иностранный язык” в Вашей школе (образовательном центре, прогимназии и т.п.) - с 1-го или со 2-го класса. Если со 2-го класса, то какой УМК использовался в 1-м классе и почему именно этот УМК.

В ГОУ «СОШ» №849 г. Москвы обучение английскому языку начинается со 2 класса, в первом классе английский язык не изучается.

3. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника (который гордится своей страной и понимает “что такое хорошо и что такое плохо”) и степень его реализации в Учебнике и книге для учителя (виды заданий, тексты, картинки и пр.): недостаточная, достаточная, отсутствует совсем.

Духовно-нравственное воспитание младшего школьника и степень его реализации в Учебнике и книге для учителя может быть оценено достаточно высоко. Практически все задания, тексты, картинки, материалы обучающих компьютерных программ нацелены на приобщение детей к культурно-историческим ценностям, созданы в духе взаимопонимания, любви, добра и взаимопомощи. Сюжетное построение учебника позволяет не только раскрыть тематику, но и решить ряд воспитательных задач, когда школьники учатся ценить своих друзей, родителей, участвовать в совместной деятельности, соблюдать правила речевого и неречевого этикета; знакомятся с миром зарубежных сверстников и учатся с уважением относиться к представителям других стран.

Например, учебник 2 класса, урок 20, упражнение 2, страница 29 – посредством данного упражнения учащиеся не только работают над новым лексическим материалом, но и учат названия новых стран и показывают их на карте. Из упражнения 5, страница 31, учебник 2 класса дети узнают какой был талисман летних Олимпийских игр, проходивших в нашей стране в 1980 году; рабочая тетрадь, страница 104-105, учебник 2 класса дети пишут о питомцах, которых они и их друг любят; упражнение 2, страница 22, учебник 2 класса, игра «Боюсь – не боюсь» учит детей любить животных. Урок 1, упражнение 6, страница 98, учебник 3 класса прививают детям любовь к природе, учит детей понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Темы, предложенные в 4 классе направлены на духовно-нравственное воспитание школьников: «Мой дом», «Мой родной город». Урок 6, упражнение 1, 2, страница 34, учебник 4 класса учат детей любить свою страну; учебник 4 класса, урок 6, упражнение 1, страница 32 показывает как дети англоязычных стран проводят свои каникулы.

Для развития хороших личностных качеств с целью вызова коммуникативной мотивации используется так называемая личностная индивидуализация. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника тесно связано с развивающим обучением, которое достигается в УМК за счет личностной вовлеченности школьников в учебную деятельность. Для развития личностной активности в УМК выделены рубрики “In your culture”, “All about me”, “My friend”. В УМК включены такие упражнения, которые не только знакомят детей с тем или иным фактором детского пласта культуры, но и элементы, позволяющие эмоционально переживать его. Ребенок как при помощи упражненийиз учебника и из рабочей тетради учится понимать «что такое хорошо и что такое плохо». Сценарии уроков (в учебнике, в книге для учителя) построены таким образом, чтобы факт чужой культуры включался в систему знаний, имеющихся у ребенка. Использовался им в разных ситуациях общения. Сюжетная линия ставит ребенка в такие обстоятельства, которые побуждают его действовать в соответствии с новым знанием, переживая факт чужой культуры, как факт личной жизни. УМК помогает создать у учащихся представление о детской культуре англоязычных стран.

Главной целью познавательного (социокультурного) аспекта ИК в УМК является духовное совершенствование учащихся на базе знакомства и понимания детской культуры англоязычных стран в ее диалоге с родной культурой. Ученик начинает гордиться своей страной (рубрика“In your culture”), о себе и своей семье (альбом “All about me”), о придуманном друге (“My friend”). Дополнительные сведения о родной культуре и о культуре англоязычных стран ученики могут получить из лингвострановедческого словаря, помещенного в конце учебника. В книге для учителя даются дополнительные сведения о конкретных фактах культуры англоязычных стран. Согласно концепции коммуникативного обучения ИК воспитание (духовно-нравственное воспитание) должно пронизывать весь процесс обучения. Материал УМК ориентирован на усвоение общечеловеческих ценностей: отношение к родителям, взрослым, друзьям, природе, животному миру. Одной из главных задач УМК является воспитание уважительного отношения к другой культуре и более глубокое осознание своей родной культуры. В УМК особое внимание уделяется воспитанию чувства взаимопомощи, вежливости и доброжелательного отношения друг к другу, уважительного отношения к другому мнению, воспитание способности к сопереживанию и сочувствию. УМК представляет достаточно возможностей для того, чтобы на каждом уроке планировалась конкретная воспитательная цель.

Каждый цикл. Равно как и отдельные уроки представляют достаточно возможностей для достижения воспитательных целей. Об этом можно судить по названию уроков и характеру заданий: The place that makes me happy; I am happy when I am at home; Do you keep your room tidy?; I like living in my hometown; I like my school; I’m going to be a doctor; My hometown is special. Сравнивая свое собственное отношение к общечеловеческим ценностям с отношением к ним британских сверстников, учащиеся учатся лучше понимать друг друга. Ученики должны прийти к выводу о том, что другой не значит плохой. В сценариях уроков заложен большой воспитательный потенциал. Но сценарии должны не только озвучиваться, но и эмоционально переживаться учителем вместе с детьми. И только тогда будет достигнуто духовно-нравственное воспитание младших школьников.

4.Самостоятельная учебная деятельность детей по овладению иностранным языком и возможность её формирования с помощью данного УМК: много возможностей (указать какие), недостаточно возможностей, какие возможности отсутствуют. Оказывает ли учебник помощь ученику в самостоятельной учебной работе - может ли ученик самостоятельно справиться с домашним заданием, если пропустил урок/уроки.

Для самостоятельной учебной деятельности детей по овладению иностранным языком и возможность её формирования с помощью данного УМК предоставлено много возможностей :

Наличие практически в каждом уроке учебника списка новых лексических единиц и речевых клише, серии заданий для самопроверки и самоконтроля, позволяющих самим учащимся оценить, как усвоен материал (задания “Test yourself ”);

Использование в рабочей тетради большого количества письменных заданий различной трудности и разного характера. Каждый подраздел содержит также упражнения (орфографические, лексические, грамматические), предназначенные также для индивидуальной самостоятельной работы в классе и дома;

Ученик вполне может справиться с домашним заданием, если пропустил один или несколько уроков, т.к. предусмотрены образцы выполнения заданий, грамматический справочник, пояснения к употреблению грамматических правил, лингвострановедческий словарь, англо-русский словарь, англо-русский словарь.

Каждый цикл УМК завершается разделом “Test yourself ”, который позволяет определить, как усвоен пройденный материал, а также способствует развитию у учащихся умения самоконтроля, которое очень важно для подготовки к самостоятельному изучению иностранного языка. Задания представлены в текстовых форматах. Менять последовательность упражнений или необоснованно пропускать задания из Рабочей тетради и Книги для учителя не рекомендуется потому, что может быть нарушен сценарий урока, где указаны логические переходы и связи между видами работ и упражнениями. Кроме этого подобная организация учебного материала позволяет ученикам, по каким-либо причинам, пропустившим занятия, самостоятельно овладевать материалом.

Для продуктивного овладения учащимисявсеми аспектами ИК предусмотрена система средств (памятки и специальные упражнения) для развития у учащихся умения учиться, разработанных с учетом специфики всех видов заданий. Данная система призвана вооружить учащихся рациональными приемами овладения ИК и подготовить к самостоятельной работе над языком не только в классе, но и дома.

В УМК большое значение отводится играм как способ обучения иноязычной устной речи. Именно в этом виде деятельности формируются основные компоненты самостоятельной учебной деятельности (упражнения “Let ’s play ”, “Let ’s sing ”, “Role play ”).

В данном УМК предоставлено много возможностей для развития способностей к самостоятельной работе над языком, а следовательно и способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Развитие универсальных учебных действий является тем механизмом, который обеспечивает самостоятельность учебной деятельности младшего школьника при овладении иностранным языком как средством межкультурного общения и взаимодействия.

5. Технология формирования техники чтения: используемый в УМК подход (“от буквы к звуку”, “от звука к букве”, другие возможные подходы) и какие трудности он вызывает у учащихся.

В УМК «Английский язык» (В.П. Кузовлева) реализован подход от «звука к букве». От звуковой формы слова к его графической форме, то есть «путь звукового письма». Этот подход оказал свою эффективность на практике. Подход от «звука к букве» работает при обучении чтению детей уже овладевших (во время устного вводного курса во 2 классе) элементарными умениями устной речи. Подход этот продуктивный. При обучении технике чтения используется особая технология, которая предусматривает овладение детьми транскрипцией как зрительной опорой для усвоения алфавита и правила чтения, что облегчает овладение умением читать на английском языке. Умея читать по транскрипции, ученики могут читать слова, которые читаются не по правилам; слова, которые пишутся по-разному, а читаются одинаково. Подход от «звука к букве» близок и понятен ученику младшей школы (и учит читать). Основным условием эффективности такого подхода является устный вводный курс (1 четверть 2 класса). Так создаются условия для перехода к чтению и письму, близкие условиям чтения на родном языке. Использование транскрипции помогает детям в дальнейшем усвоить чтение гласных, чтение буквосочетаний.

Учебный аспект является средством реализации познавательного (социокультурного), развивающего и воспитательного аспектов ИК. На первом году используется комплексный подход. В области обучения чтению перед учеником 2 класса, первый год обучения, ставятся следующие задачи:

Научить пользоваться англо-русским словарем;

Изучение алфавита;

Научит пользоваться лингвострановедческим словарем;

Научить читать по правилам: согласные, имеющие устойчивые однозначные графемно-фонемные связи; сочетание согласных, не образующих новый звук; согласные, имеющие разное звучание в зависимости от позиции в слове; некоторые сочетания согласных, образующих новый звук (sh, ch, nk, ng, th);

Научить догадываться о значении с ЛЕ по рисункам, по аналогии с родным языком, по контексту;

Развить скорость чтения.

Обучение чтению гласных букв – задача второго года обучения. В 3 классе чтение выступает как средство и цель обучения ИК. Продолжается работа над техникой чтения. Основное внимание уделяется обучению правилам чтению гласных букв и их некоторых сочетаний. Ученик учится понимать тексты.

В 4 классе чтение выступает как средство и цель обучения ИК. Развитие умения читать остается одной из главных целей обучения в 4 классе, реализация, которой происходит как в Учебнике, так и в Книге для чтения. Согласно программе, по окончании 4 класса школьники, овладевающие деятельностью чтения на английском языке, должны уметь читать вслух с правильным ударением и интонацией, понимать содержание текстов, находить в тексте интересующую информацию.

Очень важно, что на начальном этапе обучения чтению тексты, фразы напечатаны крупным шрифтом. Это позволяет избегать зрительного переутомления.

Овладение чтением на английском языке представляет много трудностей для учащихся, родным языком, которых является русский и в силу различий, существующих между алфавитами, и в силу графических и орфографических особенностей английского языка. Некоторые дети имеют затруднения при обучении чтению. Так, например, не всем сразу удается сопоставить букву Cc со звуком [k], чтение гласных в сочетание с другими буквами (ear, ai, all, au, ir,ur, er). Но в целом, дети усваивают навыки чтения хорошо.

6.Обеспечивает ли учебник осознанное овладение грамматической стороной устной речи? Приведите примеры.

Данный УМК обеспечивает осознанное овладение грамматической стороной речи. Стратегия овладения речевым материалом от рецептивных видов речевой деятельности к продуктивным распространяется и на овладение грамматической стороной речи.

Процесс овладения грамматической стороной речи. Включен в общий контекст общения и происходит в специально отобранных, коммуникативно-ценных речевых образцах; во взаимосвязи с обучением чтению и лексической стороной речи; сознательно, с использованием правил-инструкций.

Комплексы упражнений в Учебнике и Рабочей тетради помогают формировать и развивать грамматические навыки; развивается способность к выявлению языковых закономерностей при выведении правил. Обеспечивается большая повторяемость грамматического материала в новых ситуациях общения и разных видах деятельности. Некоторые условно-речевые упражнения включены в качестве дополнительных упражнений в Книге для учителя. Процесс обучения грамматической стороной речи происходит не изолированно, он включен в общий контекст общения, когда используются различные ситуации. Формирование грамматических навыков проходит определенные стадии от восприятия грамматического явления до его репродукции.

Уроки по формированию грамматических навыков имеют следующие черты: в каждом грамматическом явление выделяются функциональные и формальные особенности, которые подаются не сразу, а порциями. Работа по формированию навыков строится с учетом того, чем учащиеся уже овладели (например, Present Simple подается в сравнении с Present Progressive ; Present Perfect с Past Simple ) урок 2, упражнение 2, страница10, учебник 4 класса.

На уроках формирование грамматических навыков выделяются следующие основные этапы: презентация грамматического явления и автоматизация грамматического явления. Необходимо, чтобы ученики поняли, когда употребляется данное грамматическое явление и как образуется.

Показ функционирования явления происходит на примере текстов разного характера (диалогического, монологического). Учащиеся слушают (со зрительной опорой) или читают текст и отвечают на предложенные в Учебнике вопросы, находя и читая предложения с данным грамматическим явлением. Многие упражнения дают учащимся возможность подумать и проанализировать особенности грамматического явления, развивая, таким образом, их способность к выявлению языковых закономерностей и выведению правил.

Использование правил-инструкций делает процесс овладения грамматическим явлением сознательным и таким образом помогает учащимся лучше овладеть явлением. Таким образом. Овладение грамматическим явлением происходит фактически на основе овладения речевым образцом.

Автоматизация употребления грамматического явления осуществляется в ходе выполнения следующих упражнений:

Имитативных, когда учащиеся считывают и повторяют за диктором грамматическую форму в готовом виде.Происходит запоминание формальной стороны модели.

Подстановочных, когда учащиеся в речевой образец подставляют лексические единицы, упражнение 2, страница 58, (4 класс АВ); упражнение 1, страница 74, (4 класс АВ). Тем самым увеличивается способность к репродукции на основе аналогии, упражнение 2, страница 51, (3 класс АВ), упражнение 1, страница 94, (3 класс АВ).

Трансформационных, когда учащиеся трансформируют грамматическую форму, упражнение 1, страница 61, (4 класс АВ), упражнение 2, страница 70, (2 класс АВ), упражнение 2, страница 84, (2 класс АВ).

Репродуктивных, когда учащиеся самостоятельно воспроизводят грамматическую форму, упражнение 2, страница 62, (4 класс АВ), упражнение 2, страница 75, (4 класс А В), упражнение 2, страница 56, (2 класс АВ).

На уроках по формированию грамматических навыков используется данная выше последовательность упражнений и это помогает развивать грамматические навыки учеников.

7. Уделяется ли достаточное внимание формированию орфографических навыков и формированию творческой письменной речи?

В УМК «Английский язык» (В.П. Кузовлева) большое внимание уделяется обучению письменной речи, а именно графике, каллиграфии и орфографии. При овладении графической стороной английского языка учащиеся пишут полупечатным шрифтом, что в дальнейшем значительно облегчает процесс обучения чтению, благодаря сходству начертания букв. Для того, чтобы запомнить графические образы буквы и закрепить навык ее написания, сформировать умение писать слова, словосочетания и предложения, учащиеся выполняют специально подобранные упражнения в рабочей тетради.

Письмо также рассматривается как цель и как средство обучения. В УМК поставлены следующие задачи в области письма: овладеть правилами английской каллиграфии, овладеть правилами орфографии в соответствии с изученными правилами чтения согласных; научиться сообщать в письменном виде элементарные сведения о себе. Обучение каллиграфии в УМК-2 начинается с первого урока и проходит несколько стадий. Во 2 классе в 1 четверти в рабочей тетради ученики обводят слова по контуру, затем пишут в Прописях буквы, названия которых они могут прочитать по транскрипции. Учащиеся списывают или вписывают в речевой образец слова полупечатным шрифтом.

Во второй, третьей и четвертой четвертях ученики самостоятельно пишут полупечатным шрифтом. Для развития навыков орфографии и письма в Учебнике и Рабочей тетради даются упражнения под рубрикой «Учитесь писать правильно», “Words for Frederick ”, “All about me ”, “In your culture ”.

В 3, 4 классах ученики учатся письменно фиксировать ключевые слова, для устного высказывания; выписывают из текста нужную информацию; пишут письмо или рассказ по аналогии с образцом (упражнения в разделе “Writing ”).

Формирование творческой письменной речи также есть в данном УМК. Дети учатся отвечать на письмо друга, пишут письмо Санта Клаусу, пишут книгу о придуманном друге, о себе и своей семье, опираясь на ключевые слова.

8. Насколько представленные в УМК темы и ситуации для общения (включая лексику) соответствуют возрастным особенностям младших школьников, и насколько при этом обеспечиваются их потребности в иноязычном общении, т.е., интересно ли детям беседовать, рассказывать и писать об этом, читать и слушать это?

Данный российский УМК позволяет успешно развивать речевые способности учащихся, учитывает опыт учащихся на родном языке, соответствует их возрастным возможностям и интересам и поэтому обеспечивает высокую мотивацию в процессе обучения английскому языку.

В каждом учебнике в качестве собеседников выступают знакомые сказочные герои, драконы, монстры, животные.

В начальной школе игра остается ведущим видом деятельности, поэтому все ситуации и темы для общения носят игровой характер.

В связи с тем, что в УМК используется правило избыточности речевого материала, в речи усваивается только тот речевой материал, который соответствует индивидуальности каждого учащегося. Из лексических групп дети выбирают и используют в речи только те слова, которые лично им необходимы. Это способствует более прочному усвоению материала. В этом УМК используется стратегия «выбирая и используя, овладевай».

В среднем ученик запоминает три, четыре слова за урок. При этом некоторые слова схожи по звучанию с родным языком учащихся и не представляют трудностей для овладения.

В УМК дети изучают следующие темы: «Семья», «Помощь по дому», «Игры и игрушки», «Праздники», «Свободное время», «Занятия спортом», «Путешествия», «Друзья», «Любимые питомцы» и «Любимые персонажи».У детей развивается догадка по аналогии с родным языком, по рисунку и по контексту.

В УМК тщательно отобран и дозирован для данного возраста речевой материал. Предусмотрен невысокий темп продвижения, чтобы у учащихся не сложилось убеждение, что они не способны усвоить материал, организована большая повторяемость материала в новых ситуациях общения.

Данный УМК соответствует возрастным интересам учащихся за счет организации обучения на основе диалога культур. Овладение речевым материалом сопровождается познанием интересных фактов родной культуры и страны изучаемого языка.

Семантизация новых лексических единиц осуществляется в процессе восприятия текстов разного характера: высказываний британских и американских детей диалогов, подписей к картинкам.

Речевой образец сопровождают, как правило, упражнения, направленные на формирование лексических и грамматических навыков говорения. Иногда содержательное заполнение образца вызывают у учащихся трудности.Нужно показать учащимся возможные пути превращения любого высказывания в «свое»: взять в готовом виде из текста то, что согласуется с их мыслями и чувствами.

Все темы и ситуации для общения соответствуют возрастным способностям младших школьников. Детям интересно слушать, читать, беседовать и писать об этом.

9. Реализуется ли в УМК принцип доступности - соответствует ли представленное в учебнике дидактическое содержание и используемые технологии возрастным возможностям детей (насколько они справляются с предлагаемыми заданиями)?

В данном УМК разумно используются и сочетаются все известные технологии раннего обучения, что сближает его с лучшими современными учебниками, а по оформлению не уступает этим учебникам, превосходя их по информационной насыщенности. В полной мере реализуется принцип наглядности, который способен сделать уроки английского языка более разнообразными, доступными и развивающими. Представленный в учебниках и рабочих тетрадях зрительный ряд выполняет различные дидактические функции. Вот наиболее очевидные из них:

  • красочные рисунки служат для семантизации лексики (учащиеся очень легко справляются с заданиями этого типа);
  • речевые образцы построены таким образом, что они обеспечивают адекватное использование новых лексических единиц или грамматических явлений. Наличие таких схем помогает детям свободно включаться в беседу или строить монологическое высказывание;
  • сюжетные картинки способствуют формированию умений в устной речи в разных ее формах: монологической (учащиеся описывают сказочных героев, сюжеты, изображенные на картинках) и диалогической;
  • иллюстрации к печатным и аудитивным текстам служат опорой для понимания прочитанного и услышанного.
10. Развивает ли УМК интерес ученика к овладению английским языком таким образом, что ученик сам ищет возможность дополнительно выполнять какие-либо задания сверх программы?

Использование в данном УМК яркой наглядности, интересных сюжетных линий, аудиокассет оказывает огромную помощь в освоении новых лексических единиц, развитии навыков чтения и речи, создании возможностей объективного контроля, снятии психологических трудностей и барьеров, возникающих так или иначе у детей младшего школьного возраста (стеснительность, нежелание говорить). Все вышеперечисленное служит привитию интереса к изучению английского языка, а также предоставляет дополнительные возможности к выполнению каких-либо заданий сверх нормы на тренировку, закрепление изученного материала. Данный УМК предоставляет огромное количество возможностей учителю для создания учебных презентаций.

Задание 3.
Результаты исследования во втором классе (в одной подгруппе) уровня сформированности одной из базовых когнитивных способностей младших школьников к иноязычной речевой деятельности - фонологического осознания речи:
Сергей Я.

Количество баллов за каждое задание

Общее количество баллов

Задание 1

Задание 2

Задание 3

Задание 4

Проведенное исследование показало, что способности второклассников к фонематическому осознанию речи:

1.хорошо развиты (ярко выражены) у 4 учащихся;

2.развиты нормально у 9 учащихся;

3.частично развиты – нет;

4.слабо развиты – нет.

Анализ результатов исследования показал, что все учащиеся справились с заданием №1, №2, №3. Наибольшую сложность вызвало задание №4 (6 учащихся не справились с заданием совсем или имеют всего по одному правильному ответу), один ученик справился с заданием на 50%. Таким образом мы можем сделать вывод, что 7 учащихся из 13 тестируемых практически не могут распознавать рифмующие слова. Анализ деятельности учителей показал, что в первой и второй четверти очень мало внимания уделялось закреплению данного умения. В УМК нет достаточного количества упражнений на определение рифмующихся слов.

Данное исследование показало, что учащиеся в данной группе могут быть условно отнесены к группе «сильных» учащихся. Состав учащихся достаточно ровный. Практически у всех обучающихся восприятие, внимание, память, воображение, мышление развиты в одинаковой степени.

Спасибо за такой хороший лекционный и практический материал. Очень понравились лекции № 5, 7, 8.

Список литературы:

  1. Материалы лекций курса «Специфика обучения английскому языку в начальной школе»;
  2. Кузовлев В.П. и др. Книга для учителя к учебнику «Английский язык для 2, 3, 4 классов». - М.: Просвещение, 2007.
  3. Выготский Л.С. Мышление и речь. Собр. соч. в 6 т. - Т2. М.: Педагогика, 1982.
  4. Кузовлев В.П., Перегудова Э.Ш., Пастухова С.А. УМК «Английский язык». – М.:Просвещение, 2007.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

Завершенная предметная линия учебников «Английский язык» («English») для 2-4 классов общеобразовательных учреждений является частью учебно-методического комплекта (УМК) по английскому языку для 2-11 классов. Авторы: Кузовлев В.П., Лапа Н.М., Перегудова Э.Ш., Костина И.П., Кузнецова Е.В., Дуванова О.В., Кобец Ю.Н., Стрельникова О.В., Пастухова С.А.Научный руководитель авторского коллектива - Пассов Е.И., заслуженный деятель науки РФ, доктор педагогических наук, профессор.

3 слайд

Описание слайда:

Состав УМК «English» для 2-4 классов: Книга для учащихся (Student"s Book) в 2-х частях + электронное приложение к учебнику (на сайте издательства) для 2, 3 и 4 классов. Рабочая тетрадь (Activity Book) для 2, 3 и 4 классов.. Прописи (Handwriting Book) для 2 класса.

4 слайд

Описание слайда:

Книга для чтения (Reader) для 3 и 4 классов. Грамматический справочник с упражнениями (Grammar Book with Exercises) для 2 и 3 классов. Книга для учителя (Teacher"s Book) для 2, 3 и 4 классов. Контрольные задания (Assessment Tasks) для 2-4 классов. Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом ABBYY Lingvo на CD для 2, 3 и 4 классов. Рабочие программы для 2-4 классов. Аудиокурс к контрольным заданиям (Assessment Tasks. CD MP3) для 2-4 классов. Демонстрационно-тематические таблицы с методическими рекомендациями для 2 класса.

5 слайд

Описание слайда:

Темы для изучения в 2-4 классе: Знакомство. Семья. Профессии. Время и распорядок дня. Домашние питомцы. Животные. Игрушки и игры. Занятия спортом, виды спорта. Цвета. Сказки и сказочные персонажи. Занятия в свободное время. Еда. Праздники. Времена года. Погода. Одежда. Внешность. Школа, классная комната, школьные предметы, принадлежности. Каникулы и выходной день. Дом, квартира, комнаты, предметы мебели. Помощь по дому. Правила поведения дома. Город, здания в нем. Мой родной город. На ферме. Путешествия и транспорт. Дружба. Дни недели.

6 слайд

Описание слайда:

“Grammar Book with exercises” Грамматический справочник с упражнениями Пособие для учащихся 2 класса: является одним из компонентов УМК “English 2” может служить дополнительным пособием к другим учебникам английского языка, включенным в федеральный перечень грамматические правила с иллюстрациями и примерами; разнообразные виды упражнений, обеспечивающие пошаговое овладение материалом; задания «Проверь себя»;

7 слайд

Описание слайда:

8 слайд

Описание слайда:

9 слайд

Описание слайда:

Демонстрационные тематические таблицы включают красочные сюжетные и тематические картинки, способствующие более эффективному усвоению лексического и грамматического материала, представленного в Учебнике; являются составной частью УМК по английскому языку для начальной школы; соотнесены с содержанием учебников для 2-го, 3-го и 4-го классов; предназначены для использования как на уроке, так и во внеклассной работе; могут быть использованы учителями, работающими в начальной школе по другим учебникам

10 слайд

Описание слайда:

11 слайд

Описание слайда:

грамматические правила с иллюстрациями и примерами; разнообразные виды упражнений, обеспечивающие пошаговое овладение материалом; задания «Проверь себя»; ключи для самопроверки. Грамматический справочник включает:

12 слайд

Описание слайда:

Новый учебник "Английский язык" является основным компонентом УМК для 2-11 класса общеобразовательных учреждений. Учебник является эффективным инструментом, обеспечивающим новое качество обучения английскому языку. Материал в учебниках организован в циклы. Исключение составляет Учебник для 2 класса, где материал поделен на 2 полугодия и объединен в единую сюжетную линию. Каждый цикл в Учебниках имеет свое название и знакомит российских школьников с определенной сферой жизни их сверстников из англоязычных стран. В основу овладения речевым материалом во всех учебниках положен принцип комплексности, предполагающий взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.

13 слайд

Описание слайда:

Электронное приложение к учебнику с аудиокурсом ABBYY Lingvo на CD для 2-11 классов содержит: наглядные презентации грамматических явлений; дополнительные упражнения для усвоения грамматического и лексического материала; электронный грамматический справочник; видеоролики, визуализирующие произношение английских звуков и написание английских букв; обширный дополнительный материал разделов «Лингвострановедческий справочник» и «Это интересно», расширяющий знания учащихся о жизни англоязычных стран и знания о культуре своей родной страны; забавные мультипликации, превращающие учебный процесс в увлекательную игру.

14 слайд

Описание слайда:

Контрольные задания содержит четвертные и годовые контрольные работы и задания к ним в тестовых форматах по всем видам речевой деятельности. Каждая из контрольных работ соотносится с материалом циклов уроков в УМК “English 2-11”, разработана с учетом изучаемого в них лексико-грамматического материала и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы. Этот компонент УМК помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, которые предполагается применять при проведении итоговой аттестации по окончании начальной школы, основной общеобразовательного и среднего (полного) общего образования. В компонент также входит СD в формате MP3, который содержит тексты контрольных заданий для проверки умения понимать речь на слух.

15 слайд

Описание слайда:

Книга для чтения составлена таким образом, чтобы домашнее чтение органически включалось в содержание всего цикла уроков, развивая и углубляя его содержание. Обучение чтению строится на отрывках из художественных произведений, предназначенных для учащихся данной возрастной группы и популярных среди английских и американских сверстников. В книгу для чтения наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов. В неё также вошли разнообразные типы аутентичных текстов: короткие рассказы, отрывки из литературных произведений, комиксы, стихи, и т.д. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать. Книга для чтения снабжена англо-русским словарём, лингвострановедческим справочником, списком личных имён и географических названий.

16 слайд

Описание слайда:

Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации представленного в Учебнике материала и является обязательным компонентом УМК «English 2-11» и предназначена для систематизации материала, который представлен в Учебнике. В Рабочей тетради разработаны разделы Consolidation на повторение лексико-грамматического материала в конце каждого цикла уроков. Материал данного раздела может быть использован в качестве самостоятельного урока перед разделом Test Yourself. В Рабочей тетради в конце каждого цикла уроков помещены задания из раздела Test Yourself. Данный раздел содержит задания по всем видам речевой деятельности. Рабочие тетради к УМК «Английский язык» (5 – 7 классы) содержат раздел “All about me”, в котором учащиеся пишут о себе, своей семье, друзьях, школе, городе и т.

17 слайд

Описание слайда:

18 слайд

Описание слайда:

Книга для учителя является составной частью учебно-методического комплекта «Английский язык» для общеобразовательных учреждений. Она содержит общую характеристику УМК, описывает цели и задачи достижения предметных, метапредметных и личностных результатов по каждому уроку, представлены подробные методические рекомендации к циклам уроков, тексты аудиоприложения, дополнительный поурочный материал, различные варианты выполнения видов работ. включает подробные методические рекомендации по проведению уроков и календарно-тематическое поурочное планирование. Книга для учителя переработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования.

19 слайд

Описание слайда:

Соотносится со следующим предметным содержанием государственного стандарта начального общего образования по иностранному языку: «Я, моя семья и мои друзья», «Досуг и увлечения», «Школьное образование», «Человек и окружающий мир», «Средства массовой информации», «Страны изучаемого языка и родная страна» УМК “English-5” Содержание: Unit 1 Let’s make friends! Unit 2 Rules around us Unit 3 We must help people around Unit 4 Every day and at weekends Unit 5 My favourite celebrations Unit 6 We’ve had a nice trip to England Unit 7 My future holiday Unit 8 My best impressions

20 слайд

Описание слайда:

Лексические навыки говорения формируются как на базе материала, усвоенного в начальной школе, так и нового. Новые лексические единицы, которыми необходимо овладеть продуктивно на уроке, указываются в целях урока. В 5 классе в говорении усваивается 108 новых лексических единиц. Общий список новых лексических единиц, усваиваемых продуктивно, в каждом цикле уроков можно узнать из раздела “New words and word combinations from Unit … ” уроков “Test yourself”. Упражнения, предназначенные для формирования лексических навыков, находятся под рубрикой “Vocabulary”.

21 слайд


Анализ УМК под редакцией В.П.Кузовлева и др. для 10-11 классов
Левина Ирина Михайловна
учитель английского языка высшей квалификационной категории ГОУ СОШ «Школы здоровья» № 901
Исходя из специфики выбранной нами темы, нам представляется целесообразным провести анализ данного УМК с точки зрения соответствия представленных в нем текстов и заданий к ним критериям аутентичности.
УМК «The World of English» для 10-11 классов является продолжением серии учебно-методических комплектов базового курса (5-9 классы). Данный УМК ставит своей целью закрепить, обобщить и систематизировать знания, умения и навыки, приобретенные учащимися в рамках базового курса, а также овладеть определенным количеством нового материала. Он содержит 7 тематических циклов (Units). Каждый из разделов построен таким образом, что предусматривает параллельное обучение всем видам речевой деятельности: чтению, говорению, аудированию и письму. Учебник красочно оформлен и содержит зрительные опоры: разнообразные фотографии, рисунки, карты. В нем широко представлены как учебно-аутентичные, так и подлинно аутентичные материалы: публицистические тексты из газет и журналов, научные статьи, тексты страноведческого и культурологического характера, отрывки из художественных произведений.
УМК для 10-11 классов состоит из следующих компонентов:
Учебник (Student"s Book);
Рабочая тетрадь (Activity Book);
Книга для чтения (Reader);
Книга для учителя (Teacher s Book);
Аудиокассеты.
Мне представляется целесообразным провести анализ представленных материалов с точки зрения критериев и параметров аутентичности, предъявляемых к текстам на старшем этапе обучения ИЯ:
Соответствие возрастным особенностям учащихся.
Предметная сторона содержания данных текстов учитывает возрастные особенности психологии учащихся старшего этапа и отражает интересные темы для обсуждения: государственно-политическое устройство («What do you know about the political system of Great Britain?», «What political system does Russia belong to?»), молодежная субкультура («What are the characteristics of a subculture?», «What subculture are popular in Russia?»), положение молодежи и ее права («Is it easy to be young?», «What rights do you have?»), географическое положение и его влияние на образ жизни и менталитет народа («How does geography influence the life of the country and its people"s lives?»), социальная защищенность граждан («Is the system of social Welfare fair?», «Do you have to pay for medical care?»), вклад ученых и деятелей литературы и искусства в мировой научно-технический прогресс и мировую культуру в целом («What helps you to enjoy yourselves?», «Inventions that shook the world»).Наличие зрительных опор.
Некоторые тексты снабжены зрительными опорами (фотографиями, картами, репродукциями и пр.), что создает ситуацию общения и способствует пониманию текста.
Культурологический аспект.
Представляется необходимым отметить содержание в данном УМК большого количества страноведческой информации, учащиеся впервые узнают о некоторых географических особенностях США и Австралии, знакомятся с двумя образцами западных демократий, с молодежными течениями различных направлений, с проблемами систем здравоохранения Великобритании и США.Информационный аспект.
Представленная тематика охватывает самый широкий спектр молодежных интересов: от проблем политики, до вклада представителей англоязычных стран в научно-технический прогресс и мировую культуру. Выделенные проблемы способствуют развитию необходимых качеств личности, в том числе и таких, как толерантность, готовность к совместному решению возникающих проблем, социальная активность, ответственность, прогресс и мировая культура
Ситуативный аспект.
В текстах-диалогах нужно отметить естественность и жизненность представленных ситуаций, наличие определенного эмоционального заряда, что помогает вызвать интерес и ответную эмоциональную реакцию учеников. Также представляется необходимым отметить наличие юмористических элементов в представленных текстах, включение которых способствует созданию атмосферы непринужденности, релаксации.
Представление разных форм речи, лексико-фразеологическая аутентичность.
Большинство текстов представляет собой эмоционально окрашенные диалоги, в форме монологов представлены тексты информативного и контролирующего характера. Данные тексты характеризуются лексическими и фразеологическими оборотами, характерными для живой английской речи и зачастую не имеющих эквивалентов в родном языке (face and hands of the clock, from the horse"s mouth, a lazybones, etc.).
Функциональная и грамматическая аутентичность.
Жанрово-композиционное разнообразие представленных текстов и аутентичные лингвистические средства, в том числе использование в текстах грамматических моделей, отличающихся от принятых в родном языке учащихся, которые соответствуют характерным, присущим только английскому языку образцам, позволяют познакомить учащихся с современными, «живыми» речевыми клише (Не забудь вернуть книгу. - Remember to bring the book back.; He разрешайте ему этого делать. - Keep him from doing it.).Структурная аутентичность.
Представленные тексты обладают содержательной целостностью, логическими связями между его составляющими (в диалогах данный аспект выражается при помощи коннекторов, элиптических предложений, местоименных замен).
Аспект оформления.
Еще одной особенностью представленных в УМК аудиотекстов является их звуковое оформление: почти во всех присутствует звуковой ряд (environmental clues), (музыка); заполнители молчания (.„Erm..., ...ег...); материалы представлены в исполнении разных людей, с их индивидуальной манерой речи, в том числе и непрофессиональных дикторов, что также создает впечатление «настоящего» материала.
Аспект учебного задания.
Задания к аутентичным текстам, представленные в УМК, направлены на взаимодействие с текстом, развивают догадку, условия выполнения упражнения почти не отличаются по своим основным характеристикам от условий естественного общения (What do you think? Imagine, that...., Discuss it in your group.)Из представленного анализа видно, что материалы данного УМК соответствуют базисным критериям аутентичности и параметрам аутентичных текстов.
Авторы предлагают следующую систему работы с аутентичными материалами:
Ступень 1 включает предтекстовые упражнения и собственно текстовые упражнения рецептивного характера. Предтекстовые упражнения, целью которых является пробуждение и стимулирование мотивации к работе с текстами такого характера, активизация интеллектуальной деятельности и познавательных потребностей учащихся и могут быть представлены следующими заданиями:
Which of the following landscapes can you see on these pages?
Match the word and the description with its meaning.
Divide your class into groups and meet with your group to discuss the problem and your roles.
Контроль понимания прочитанного текста может быть связан с теми коммуникативными задачами, которые ставит учитель на уроке:
прочитать текст с полным пониманием (изучающее чтение);
с пониманием общего содержания (ознакомительное чтение);
получить выборочную информацию (просмотровое чтение).
Проверка понимания прочитанного текста осуществляется при помощи текста, включающего разные задания для нахождения правильного ответа из предложенных высказываний.
Ступень 2 - текстовый этап, на котором предполагается использование различных приемов извлечения информации и трансформаций структуры и языкового материала текста:
Find in the text facts which help to explain...
Which conclusions of the author do you (dis) agree with?
What information helps you to understand...?
Find in the dialogue how ... a) shows admiration; b) shows surprise; c) says she/he knows about something.
What common features can you find ...?
Fill in the gaps in the summary of the article, using an appropriate words.
Ступень З - репродуктивно-продуктивные упражнения, направлены на формирование соответствующих умений вести беседу, опосредованную текстом:
Finish up the sentences to make a story
Discuss the problem of...
Make up a scheme of...
Combine all information about…in the table
Ступень 4 - продуктивные упражнения, которые ориентированы на активное использование новых речевых средств в ситуациях приближенных к аутентичным или в естественном общении в устной или письменной форме:
Imagine yourself in one of the situations described in ...
Find out the information about... in the LCG.
What is your attitude towards the following opinions about...
Choose a project you"d like to do and present it to the classmates.
Среди продуктивных упражнений наиболее интересными представляются: интервьюирование, опрос мнений, ролевая игра или проект. Такие упражнения способствуют не только формированию собственной точки зрения на события и факты, описанные в текстах, но и развивают умения критически воспринимать предлагаемую авторами информацию. Они носят творческий характер и соответствуют аспекту аутентичности (задания, стимулирующие взаимодействия с текстом, основанные на таких операциях, которые совершаются во внеучебной среде при работе с источниками информации; задания, развивающие догадку, так как она является аутентичным коммуникативным действием, стимулирующим мыслительную деятельность, к которому учащиеся прибегают в повседневном общении). Сравнивая свое собственное отношение к общечеловеческим ценностям с отношением к ним зарубежных сверстников, российские школьники учатся лучше понимать их. Знакомясь с лучшими образцами культуры англоязычных стран, учащиеся лучше и глубже осознают свою родную культуру.
Таким образом, анализ данного УМК показал, что представленные в нем тексты и задания к ним соответствуют критериям аутентичности. Я считаю, что именно таким должен быть современный учебно-методический комплекс для обучения иностранному языку, и правильно организованная работа с ним может дать быстрые и эффективные результаты в обучении различным видам речевой деятельности.

Анализ УМК «Английский язык»

Предметная линия учебников «Английский язык 2–11» авторов Кузовлева В.П., Лапа Н. М., Перегудовой Э.Ш. и др . (ОАО «Издательство «Просвещение» 2011г.) в соответствии с регламентом, принятым Министерством образования и науки РФ, включёна в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ. Научным руководителем авторского коллектива является академик Пассов Е.И, автор программы – концепции коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур».

Завершенная линия учебников для 2-11 классов общеобразовательных учреждений разработана с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС) и Примерной программы начального общего образования по иностранному языку, Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (ФГОС) и Примерной программы основного общего образования по иностранному языку. Содержание учебников соотнесено также с Фундаментальным ядром содержания общего образования, Программой формирования универсальных учебных действий и другими основными документами, обеспечивающими реализацию ФГОС. Содержание всех учебников позволяет достичь планируемых результатов обучения предусмотренных ФГОС:

Компоненты УМК

Положительным моментом для выбора этого УМК является наличие полного методического портфеля, который с одной стороны обеспечивают преемственность между начальной, средней и старшей школой, а с другой стороны – избавляет учителя от рутинной работы и освобождает время для создания действительно продуманных творческий уроков. Авторами УМК созданы рабочие программы, календарно-тематическое поурочное планирование. Кроме того, сняты фильмы по технологии коммуникативного иноязычного образования, создан сайт УМК, на котором регулярно появляются все новинки УМК, можно найти исчерпывающие ответы на все вопросы по работе с составными частями предметной линии, получить консультацию по интересующим вопросам. Таким образом интернет-поддержка предоставляет не только учителям, но и учащимся возможность получать дополнительные материалы и дополнительные упражнения, рассчитанные на разные уровни обученности, дополнительные материалы для подготовки к итоговой аттестации, знакомит с лучшими ученическими проектами, дает возможность размещать свои собственные проекты, скачивать необходимые аудиокурсы в формате MP3.

В состав УМК входит книга для учащихся (Student’s book). Учебник построен в соответствии с базисным учебным планом: 2 часа в неделю для 2-4 классов и 3 часа в неделю для 5-11 классов. Материал в учебниках организован в циклы. Исключение составляет Учебник для 2 класса, где материал поделен на 2 полугодия и объединен в единую сюжетную линию. Каждый цикл в Учебниках имеет свое название и знакомит российских школьников с определенной сферой жизни их сверстников из англоязычных стран. В основу овладения речевым материалом во всех учебниках положен принцип комплексности, предполагающий взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности.

Циклы имеют единую структуру, которая включает в себя

  1. уроки формирования произносительных навыков (2 кл.),
  2. уроки формирования лексических навыков,
  3. уроки формирования грамматических навыков,
  4. уроки развития умения читать,
  5. уроки совершенствования речевых навыков в монологической и диалогической формах речи,
  6. уроки развития умения самоконтроля и самооценки.

В Учебник включено несколько приложений:

1. Грамматический справочник;

2. Лингвострановедческий справочник, дающий краткие пояснения некоторых фактов культуры стран изучаемого языка и России;

3. Англо-русский словарь;

4. Список имен собственных и географических названий;

5. Таблица форм неправильных глаголов;

6. «Учись учиться», содержащее памятки для формирования СУУ и УУД.

Учебники тесно связаны с другими компонентами УМК. В них содержатся ссылки на Рабочую тетрадь и книгу для чтения.

Рабочая тетрадь предназначена для активизации и систематизации представленного в Учебнике материала. Каждый урок в Рабочей тетради соотносится с соответствующим уроком в Учебнике и имеет одинаковое с ним название. Рабочие тетради используется как на уроке, так и дома. Если в Учебнике большинство упражнений построено на материале детской культуры англоязычных стран, то в Рабочей тетради многие упражнения основаны на родной культуре, что позволяет детям глубже осознать ее особенности. Рабочие тетради к УМК «Английский язык» (5 – 7 классы) содержат раздел “All about me”, в котором учащиеся пишут о себе, своей семье, друзьях, школе, городе и т. д.

Книга для чтения составлена таким образом, чтобы домашнее чтение органически включалось в содержание всего цикла уроков, развивая и углубляя его содержание. Обучение чтению строится на отрывках из художественных произведений, предназначенных для учащихся данной возрастной группы и популярных среди английских и американских сверстников. В книгу для чтения наряду с произведениями классиков детской литературы включены отрывки из произведений наиболее популярных современных авторов. В неё также вошли разнообразные типы аутентичных текстов: короткие рассказы, отрывки из литературных произведений, комиксы, стихи, и т.д. Тексты сопровождаются разнообразными упражнениями для развития умения читать. Книга для чтения снабжена англо-русским словарём, лингвострановедческим справочником, списком личных имён и географических названий.

Прописи для 2 класса содержат занимательные развивающие задания, выполняя которые учащиеся не только учатся правильно писать буквы английского алфавита, но и становятся участниками забавных историй, знакомятся со сказочными героями. Овладение написанием букв английского алфавита происходит в той последовательности, в которой они изучаются в учебнике.
Контрольные задания содержит четвертные и годовые контрольные работы и задания к ним в тестовых форматах по всем видам речевой деятельности. Каждая из контрольных работ соотносится с материалом циклов уроков в УМК “English 2-11”, разработана с учетом изучаемого в них лексико-грамматического материала и построена в соответствии с форматами и требованиями итоговой аттестации для начальной школы. Этот компонент УМК помогает учащимся как можно лучше подготовиться к новым объективным формам и средствам итогового контроля, которые предполагается применять при проведении итоговой аттестации по окончании начальной школы, основной общеобразовательного и среднего (полного) общего образования, а учителю грамотно организовать оценку учебных достижений учащихся в основных видах речевой деятельности. В компонент также входит СD в формате MP3, который содержит тексты контрольных заданий для проверки умения понимать речь на слух.

Грамматический справочник с упражнениями содержит грамматические правила с иллюстрациями и примерами, обеспечивающими пошаговое овладение материалом, упражнения для более прочного усвоения грамматических явлений, раздел «Проверь себя», состоящий из вопросов и упражнений на проверку пройденного материала, а также ключи ко всем упражнениям для самопроверки. Грамматический справочник может использоваться как самостоятельное пособие родителями, желающими помочь ребенку в более глубоком усвоении основ грамматики английского языка

Аудиоприложение (CD, MP3) призвано помочь ученикам лучше овладеть произносительной стороной речи и умением понимать речь на слух. В аудиоприложении все упражнения записаны носителями языка.

Учебный диск представляет собой компонент УМК, включающий: аудиокурс (в формате MP3), содержащий аутентичные аудиозаписи текстов и упражнений для совершенствования произносительной стороны речи, а также для дальнейшего развития умения понимать речь на слух; электронный словарь ABBYY Lingvo, позволяющий не только получить перевод незнакомых слов, но и прослушать их правильное произношение; программу ABBYY Lingvo Tutor, содержащую дополнительные комплексы упражнений для более прочного овладения новыми лексическими единицами уроков.

УМК разработан на основе концепция коммуникативного иноязычного образования «Развитие индивидуальности в диалоге культур». Эта концепция полностью соответствует требованиям нового образовательного стандарта. В учебниках данного УМК эти требования реализованы через четыре глобальных аспекта иноязычного образования - познавательный (социокультурный), развивающий, воспитательный и учебный . УМК обеспечивает не только обучение английскому языку, но и развивает индивидуальность ученика в диалоге культур. Используя деятельностный принцип обучения иностранным языкам, в едущей целью определена коммуникативная цель – формирование коммуникативной компетенции, которая, в свою очередь, включает лингвистический, социолингвистический и прагматический компоненты. Последний компонент включает практическое владение изучаемым языком с учетом личностных характеристик ученика, особенностей его предыдущего языкового опыта, культуры, приобретенных ранее умений и навыков, в том числе, общеучебного свойства. Под практической целью обучения иностранному языку в методике принято понимать необходимость обеспечить допрофессиональный уровень владения языком, позволяющий последующее доучивание в соответствии с потребностями специальности или личными интересами учащихся.

В УМК « Английский язык 2–11 » нашел отражение социокультурный подход в обучении (Е.И.Пассов, В.В.Сафонова, П.В.Сысоев, С.Г.Тер-Минасова). Уроки по данному УМК спланированы таким образом, что учитель стремится создать условия для формирования у учащихся межкультурной компетенции, предполагающей интерес к особенностям чужой культуры, к установлению полилога культур через использование в учебном процессе аутентичных (взятых из жизни) материалов. Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к межкультурной коммуникации, к диалогу культур, что особенно важно сейчас, когда «смешение народов, языков, культур» достигло невиданного размаха и, как всегда, остро встала проблема воспитания терпимости к чужим культурам, пробуждения уважения и интереса к ним. Поэтому одной из актуальных проблем в преподавании иностранного языка сегодня является необходимость более глубокого изучения мира носителей языка и, как следствие, формирование социокультурной компетенции учащихся.

Ц елью познавательного (социокультурного) аспекта является овладение знаниями о культуре другого народа, включая знания о языке как части иностранной культуры. Для этого в УМК используются различные средства:

отображение актуальной действительности: иллюстрации, фото, слайды, компьютерные программы, анкеты, билеты, этикетки, репродукции картин художников стран изучаемого языка;

отрывки из текстовых произведений:

художественной литературы; справочной и научно-энциклопедической литературы (путеводители, карты и т. п.); материалов СМИ;

разговорный массив : аутентичные диалоговые тексты; объяснения и показ строя языка; речевые образцы; правила-инструкции; структурные и функциональные обобщения;

фоновые знания, содержащиеся в топонимике, пословицах, крылатых выражениях, безэквивалентной лексике; сведения о невербальных средствах общения и многое другое.

Выбор учителем УМК для обучения иностранному языку также предполагает не только знание им всех входящих в него компонентов, но и понимание их дидактического значения. Эффект использования каждого компонента возможен лишь в том случае, когда учитель знает, что, где, когда целесообразно использовать в образовательном процессе. Сама идея УМК заключается в том, чтобы максимально активизировать и интеллектуальную, и эмоциональную сферы личности учащихся, задействовать все каналы поступления информации. Исключение хотя бы одного компонента, включённого авторами в УМК, отрицательно скажется на результатах обучения, так как нарушит заложенную в него систему. В связи с этим стараюсь следовать рекомендациям книги для учителя. В циклах содержится избыточный материал, который обеспечивает ученикам возможность выбора материала в зависимости от интересов, способностей и уровня обученности учащихся. Избранный подход дает возможность последовательно осуществлять принцип индивидуализации обучения, позволяя более способным учащимся усваивать материал, выходящий за рамки базового курса. Таким образом, вносимые мною изменения касаются в основном объема материала и количества тренировочный упражнений.

УМК прошли проверку временем. При переизданиях устранены недостатки, выявленные в ходе их использования, а также учтены пожелания учеников, учителей, рекомендации методистов. Содержательная сторона Учебника подверглась сокращению и обновлению в изданиях 2010-2011гг. Заменены устаревшие сведения и сведения, потерявшие актуальность для современных подростков. Сокращён объём новых лексических единиц (ЛЕ), предназначенных как для продуктивного, так и для рецептивного усвоения. Усилилась повторяемость речевого материала, а также работа над грамматической стороной речи. Достоинством данного УМК является его соответствие учебным целям, возрастным особенностям и интересам детей, современным технологиям обучения, а также его эффективность при индивидуальных занятиях с детьми. Избранная структура учебника и методика изложения опирается на современные педагогические технологии. Учебник содержит достаточно упражнений для организации различного рода учебной деятельности. Упражнения продуманы, удачно подобран иллюстративный ряд. Учебник успешно решает задачу, поставленную авторами: развитие индивидуальности в диалоге культур.

Отличительной чертой УМК является то, что основная часть груза по соблюдению закона адекватности при воплощении ее в учебниках снята с учителя и взята на себя авторами учебников: все уроки спланированы так, что их можно использовать как готовые сценарии. Это обеспечит “прожиточный минимум” грамотности и основу управления процессом, соблюдение системы планирования. В таком подходе основа дальнейшего творчества учителя, избавленного от рутинного планирования, на которое у него почти нет времени. Творчество можно и нужно проявлять, главным образом, в процессе воплощения учебника в конкретном классе и в планировании резервных уроков (их, как правило, 20 %).

Положительным является то, что предлагаемая Концепция отказывается от контроля, используемого на основе политики “кнута и пряника”, поскольку это превращает образовательную деятельность в противоборство учителя и учеников и противоречит взаимодействию как сути общения.

Контроль по самой своей природе агрессивен, поэтому дело не в его усовершенствовании. Снять отрицательные свойства контроля можно только одним путем - сделать его средством управления процессом образования. В этом случае выявляются те “ инструменты”, с помощью которых это управление осуществляется: для учителя это - открытый контроль, скрытый контроль, коррекция, наблюдение, учет, оценка, отметка; для ученика - самоконтроль, взаимоконтроль, самооценка и взаимооценка. Генеральной линией следует считать при этом перевод учащихся на режим само контроля. Их следует учить, как контролировать и корректировать себя. В результате они избавятся от иждивенчества, ибо будут обладать собственным психофизиологическим аппаратом регуляции своей деятельности, а это воспитывает ответственность в человеке.

При всех положительных качествах УМК есть некоторые отрицательные стороны. Прежде всего это перегруженность некоторых тем лексическими единицами и грамматическими структурами и, соответственно, требуют большего количества уроков (часов), отведенных на их отработку. Некоторые домашние задания требуют много времени для выполнения, отдельные уроки перенасыщены лексическим материалом. недостаточно упражнений для отработки и закрепления некоторых грамматических явлений; для высказываний учащихся по речевому образцу, например) требуются дополнительные опоры. Кроме того, сама форма некоторых упражнений затрудняет работу, так как пункты заданий не имеют нумерации, а выделены маркером-списком.

Наиболее удачными, на мой взгляд, являются УМК для 6, 8 и 9 классов. УМК 7 очень объемен и сложен для восприятия семиклассниками. УМК 10-11 обновлен и должен быть выпущен в 2013 году.

В целом, данная предметная линия учебников позволяет учителю работать творчески, развиваю личность учащегося и позволяет достичь планируемых результатов обучения предусмотренных ФГОС: личностных, метапредметных и предметных.