Декретный отпуск. В какой срок необходимо предоставить бывшему работнику копии документов, касающиеся его трудовой деятельности, если для этого необходимо сделать запрос в архив? Срок предоставления больничного листа работодателю


Организацией было получено отправленное 1 июня 2010 г. по почте требование о предоставлении документов. Каков порядок исчисления сроков исполнения требования о предоставлении документов в рамках выездной или камеральной проверки относительно даты отправки данного письма? Какая ответственность грозит организации за их нарушение?

1. Общий порядок исчисления сроков для предоставления документов на проверку

Порядок проведения камеральных и выездных налоговых проверок регулируется ст. 88 и 89 НК РФ.

Согласно п. 2 ст. 88 НК РФ проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В свою очередь, проводится на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика или, в случае отсутствия у налогоплательщика возможности предоставить помещение для проведения выездной налоговой проверки, по месту нахождения налогового органа (п. 1 ст. 89 НК РФ).

Пунктом 8 ст. 89 НК РФ определено, что срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке.

Таким образом, срок проведения камеральной проверки исчисляется со дня предоставления декларации по налогу, в отношении которого проводится проверка, а при выездной проверке - со дня вынесения решения о ее проведении.

2. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его представителю) требования о представлении документов.

Документы, которые были истребованы в ходе налоговой проверки, представляются в течение 10 дней со дня вручения соответствующего требования (п. 3 ст. 93 НК РФ).

Кроме того, на основании п. 3 ст. 88 НК РФ, в случае, если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации (расчете) и (или) противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, либо выявлены несоответствия сведений, представленных налогоплательщиком, сведениям, содержащимся в документах, имеющихся у налогового органа, и полученным им в ходе налогового контроля, налоговый орган также имеет право затребовать у налогоплательщика необходимые пояснения или попросить внести соответствующие исправления в декларацию. В этом случае представить пояснений или внести исправления необходимо в течение пяти дней.

Общий порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах установлен ст. 6.1 НК РФ. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что течение срока начинается на следующий день после календарной даты или наступления события (совершения действия), которым определено его начало. А в п. 6 говорится о том, что срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях, если срок не установлен в календарных днях. При этом рабочим днем считается день, который не признается в соответствии с законодательством РФ выходным и (или) нерабочим праздничным днем.

Таким образом, представить документы, необходимые налоговому органу для проведения выездной или камеральной проверки, а также пояснения (в случае требования о предоставление пояснений по п. 3 ст. 88 НК РФ) необходимо в течение десяти (пяти) рабочих дней. Течение указанных сроков начинается на следующий день после получения требования.

3. Порядок исчисления сроков для предоставления документов на проверку в случае, если требование отправлено по почте

Ст. 88, 89 и 93 НК РФ не предусмотрен порядок направления требования о предоставлении документов по почте заказным письмом.

Вместе с тем абзацем 2 п. 6 ст. 69 НК РФ предусмотрено, что требование об уплате налога может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку или иным способом, подтверждающим факт и дату получения этого требования. Если указанными способами требование об уплате налога вручить невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма.

В данном случае также применяются п. 2 ст. 6.1 НК РФ, то есть отсчитывать указанный срок следует со следующего дня после дня отправки письма, и п. 6 ст. 6.1 НК РФ - исчислять срок следует в рабочих днях.

Иного порядка для направления требования о предоставлении документов частью 1 НК РФ не предусмотрено.

В п. 6 ст. 13 АПК РФ указано, что в случаях, если спорные отношения прямо не урегулированы федеральным законом и другими нормативными правовыми актами или соглашением сторон и отсутствует применимый к ним обычай делового оборота, к таким отношениям, если это не противоречит их существу, арбитражные суды применяют нормы права, регулирующие сходные отношения (аналогия закона), а при отсутствии таких норм рассматривают дела исходя из общих начал и смысла федеральных законов и иных нормативных правовых актов (аналогия права).

Таким образом, полагаем, что в случае судебного разбирательства к рассматриваемым правоотношениям может быть применен абзац 2 п. 6 ст. 69 НК РФ, из которого следует, что направленное по почте заказным письмом требование считается полученным по истечении шести дней с даты направления заказного письма (смотрите, например, постановление ФАС Поволжского округа от 19.09.2006 N А57-21930/05-7).

Отметим, что указанную позицию разделяет и Минфин России. Так, в письмах от 02.06.2008 N 03-02-08-12, от 23.07.2008 N 03-02-07/1-309 финансисты при ответе на вопросы налогоплательщиков по поводу определения срока вручения решения по результатам налоговой проверки пояснили, что так как законодательством прямо не установлен указанный срок, то его следует считать шестым днем с даты отправки заказного письма.

В то же время в более позднем письме от 15.04.2009 N 03-02-07/1-185 специалисты Минфина России в отношении сроков получения налогоплательщиками копий решений налоговых органов, указанных в п. 13 ст. 101 НК РФ, указали, что поскольку НК РФ не определена дата вручения копий этих решений, то в случае их направления по почте, дату вручения налогоплательщику копии такого решения следует определять на основании документа, свидетельствующего о получении налогоплательщиком соответствующего почтового отправления (уведомления о вручении).

По нашему мнению, учитывая, что отдельного порядка направления требования о предоставлении документов НК РФ не предусмотрено, наименее рискованным для налогоплательщика будет исчисление срока получения требования о предоставлении документов в рамках выездной или камеральной проверки в течение 6 дней после отправки данного письма. Вместе с тем не исключено, что налогоплательщик, воспользовавшись аргументацией, приведенной в указанном нами письме Минфина России от 15.04.2009 N 03-02-07/1-185, сможет доказать налоговому органу, что рассматриваемый срок следует считать со дня получения уведомления о вручении заказного письма с требованием. В этом случае на уведомлении следует поставить отметку о дате фактического получения письма (в данном случае 10.06.10), без такой отметки доказать фактические обстоятельства будет затруднительно.

В рассматриваемом случае требование было отправлено по почте 1 июня 2010 года, соответственно, даже если считать срок его вручения как шестой (рабочий) день после отправки, то есть 9 июня 2010 года, то при фактическом получении письма 10 июня 2010 года у налогоплательщика остается достаточно времени для того, чтобы подготовить и представить в налоговый орган необходимые документы.
Если речь идет о требовании представления документов по ст. 93 НК РФ, то необходимо уложиться в срок до 25 июня 2010 года. Если же речь идет о представлении документов по п. 3 ст. 88 НК РФ - до 18 июня 2010 года.

4. Последствия нарушения сроков представления документов

Ответственность за непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля установлена ст. 126 НК РФ (п. 4 ст. 93 НК РФ).

В соответствии с п. 1 указанной статьи налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) грозит наложение штрафа в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Отметим, что НК РФ не содержит конкретного перечня документов, подлежащих представлению на проверку.

Анализ судебной практики показывает, что суды далеко не всегда поддерживают налоговые органы по вопросу применения ст. 126 НК РФ.
Так, в постановлении ФАС Северо-Западного от 17.07.2008 N А56-5570/2007 суд пришел к выводу, что по смыслу положений ст. 88 и ст. 93 НК РФ налоговый орган вправе потребовать у налогоплательщика только конкретные документы с обязательным указанием их наименования, реквизитов и количества. В противном случае невозможно проверить правильность размера взыскиваемого штрафа, который определяется из расчета 50 руб. за каждый непредставленный документ. Привлекая налогоплательщика к ответственности, предусмотренной п. 1 ст. 126 НК РФ, за непредставление документов и (или) иных сведений, обязана доказать наличие у него обязанности представить соответствующие документы и сведения. При этом обоснованность привлечения к налоговой ответственности и наложение штрафа должны быть доказаны не только по праву, но и по размеру, то есть налоговый орган должен подтвердить надлежащими доказательствами наличие у налогоплательщика обязанности представить каждый конкретный документ.

В постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.07.2008 N А19-16915/07-15-Ф02-3285/08 суд установил, что в требованиях о представлении документов указаны только их родовые признаки без указания реквизитов. Поэтому невозможно установить, какие конкретно документы истребовались инспекцией и, соответственно, за непредставление каких документов проверяемый привлечен к налоговой ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ.

В постановлении ФАС Московского округа от 10.07.2008 N КА-А40/6055-08 судом приняты во внимание доводы налогоплательщика о том, что примененная налоговым органом методика исчисления штрафа исходя из количества фактически представленных, а не запрашиваемых документов создает неравное положение между налогоплательщиком, представившим документы, и налогоплательщиком, отказавшимся от предоставления документов, так как штраф, рассчитанный исходя из количества представленных документов, в данном случае будет составлять большую сумму, чем штраф, исчисленный из количества запрашиваемых документов. Кроме того, суд установил, что, поскольку требование налогового органа не указывает на конкретное количество документов, которые необходимо представить налогоплательщику в инспекцию, привлечение его к ответственности по п. 1 ст. 126 НК РФ, исходя из количества фактически представленных документов, не основано на нормах налогового законодательства.

В постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 17.07.2008 N Ф04-4512/2008(8603-А46-31) суд сделал вывод о том, что размер штрафа, наложенного на общество, по существу, основан не на представленных последним документах, а на видах, к которым они относятся. В требованиях налоговых органов указаны только виды документов, подлежащих представлению налогоплательщиком, что противоречит смыслу ст. 88, ст. 126 НК РФ, а также приказу ФНС РФ N ММ-3-06/338@, предполагающему отражение в требованиях о представлении документов их наименований с раскрытием реквизитов, предполагающих возможность идентификации испрашиваемых документов и их количество, необходимое для избрания в случае их непредставления размера налоговой санкции, определенной п. 1 ст. 126 НК РФ. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности, если число не представленных им документов с достоверностью не определено налоговым органом. Установление размера штрафа исходя из предположительного наличия у налогоплательщика хотя бы одного из числа запрошенных видов документов недопустимо.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Тимукина Екатерина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

П режде чем переходить к рассмотрению сроков ответа на поступившие в организацию запросы, необходимо понять, с какого момента они исчисляются. Дело в том, что в последние годы гражданское законодательство в этой части довольно заметно изменилось. Теперь действует принцип, что за своевременное получение почтовой корреспонденции отвечает сама организация (т.е. все риски ее неполучения полностью несет получатель ):

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Пункт 3 статьи 54 «Наименование, место нахождения и адрес юридического лица» Гражданского кодекса РФ

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений, доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу...

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Статья 165.1 «Юридически значимые сообщения» Гражданского кодекса РФ

1. Заявления, уведомления, извещения, требования или иные юридически значимые сообщения, с которыми закон или сделка связывает гражданско-правовые последствия для другого лица, влекут для этого лица такие последствия с момента доставки соответствующего сообщения ему или его представителю.

Сообщение считается доставленным и в тех случаях, если оно поступило лицу, которому оно направлено (адресату), но по обстоятельствам, зависящим от него, не было ему вручено или адресат не ознакомился с ним.

2. Правила пункта 1 настоящей статьи применяются, если иное не предусмотрено законом или условиями сделки либо не следует из обычая или из практики, установившейся во взаимоотношениях сторон.

Фрагмент документа

Свернуть Показать

Пункт 4 статьи 31 «Права налоговых органов» Налогового кодекса РФ

В случаях направления документа налоговым органом по почте заказным письмом датой его получения считается 6-й день со дня отправки заказного письма.

В случае направления документа налоговым органом через личный кабинет налогоплательщика датой его получения считается день, следующий за днем размещения документа в личном кабинете налогоплательщика...

Для организации сроки ответа на сообщения налоговой инспекции будут зависеть от того, каким способом она получила документы. Налоговики могут передать документы:

  • лично;
  • по почте заказным письмом;
  • в электронной форме по ТКС через оператора электронных данных или
  • через личный кабинет налогоплательщика (ЛКН).

Если с первым случаем понятно, то на 3-х оставшихся остановимся подробнее:

1. Если документ направлен заказным письмом по адресу компании (указанному в ЕГРЮЛ), то датой получения будет являться наиболее ранняя из двух дат:

  • 6-й рабочий день, считая со дня, следующего за днем отправки письма (например, требование, отправленное по почте 09.01.2018, считается полученным 17.01.2018; методику расчета еще см. в Примере 1);
  • дата фактического получения.

2. Если документ направлен по ТКС, то датой получения будет дата, указанная в квитанции о приеме, которую организация должна направить по ТКС в ИФНС .

3. Если документ направлен через ЛКН, то дата получения – (см. Пример 2).

Самый короткий срок для ответов установлен в отношении требований Следственного комитета: .

При ответах на запросы силовых органов (полиция, Следственный комитет, прокуратура) срок считается в рабочих днях. Течь он начинает так же, как в случае со сроками ответов налоговым органам – со следующего за получением запроса дня.

Пример 4

Запрос прокурора о представлении копий документов

Свернуть Показать

На запрос прокурора на представление копий документов, полученный компанией 11.12.2017, ответ должен быть дан «в течение 5 рабочих дней» (согласно п. 2 ст. 6 закона о прокуратуре) – т.е. не позднее 18.12.2017 до 24-00. Естественно, если иное не установлено в самом запросе.

Практика показывает, что большинство запросов от силовиков содержат срок исполнения 30 дней.

Часто они формулируют задание так – информацию представить:

1) «в установленный законом месячный срок» – эта формулировка таит в себе «множество опасностей», потому что существует целых 3 точки зрения относительно того, как ее понимать. Строятся они на разных трактовках словосочетания «срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующие месяц и число последнего месяца срока»:

  • сторонники первой (самой распространенной) позиции полагают, что если запрос получен 11.12.2017, то документ надо отработать до конца дня 11.01.2018;
  • вторая позиция заключается в том, что если запрос получен 11.12.2017, то документ надо отработать до конца дня 12.01.2018. Она основывается на правиле, что при исчислении сроков месяцами не принимаются во внимание тот час и те сутки, которыми начинается течение срока;
  • при третьем варианте срок начинает течь в день получения запроса, поэтому при получении запроса 11.12.2017 документ следует успеть обработать до 24 часов 10.01.2017.

Чтобы избежать негативных последствий, рекомендуем подготовить ответ в наименьший из перечисленных срок (тем более, что разница составляет всего 1–2 дня). Если же для вас эти сутки могут оказаться решающими, то уточните у органа, направившего запрос, какая конкретно дата имелась в виду;

2) «не позднее 25.12.2017» (его надо отработать до конца дня 25.12.2017);

3) «до 25.12.2017» (вот с этим вариантом тоже сложно: неизвестно, что под ним подразумевает автор документа – необходимость его исполнения до наступления 25 (т.е. 24 декабря) либо возможность это сделать еще 25-го декабря; поэтому лучше подстраховаться и уложиться в более короткий из этих двух вариантов срок);

4) «к 12.00 14.12.2017» (редко, но встречается и такой вариант – четко указан не только день, но и момент времени в нем, когда все уже должно быть сделано);

5) «в течение месяца со дня вынесения настоящего представления» (тут на всякий случай лучше уложиться в месяц со дня издания представления его автором, например, если дата его регистрации автором 11.12.2017, то, следуя нашим рекомендациям, успеть исполнить представление лучше по 10.01.2018 включительно).

Трудовые отношения

В отношениях между работником и работодателем достаточно много моментов, которые связаны с направлением либо получением каких-либо документов. Вместе с тем сроки направления корреспонденции в этом случае служат скорее точками отсчета, связанными с наступлением определенных юридических фактов, возникновением прав, обязанностей.

Пример 6

Направление уведомления о необходимости забрать трудовую книжку

Свернуть Показать

Направление уволенному работнику уведомления о необходимости забрать трудовую книжку прекращает длящееся нарушение, которое условно можно назвать «незаконное удержание трудовой книжки». До направления такого письма, вне зависимости от причин, по которым книжка осталась у работодателя, он считается виновным в ее удержании. Со дня направления уведомления работодатель освобождается от ответственности за это (см. ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ).

Обычно отслеживание сроков, связанных с трудовыми отношениями, – привилегия и обязанность кадровиков. Служба делопроизводства сталкивается с этими вопросами реже. «Классических» в нашем понимании сроков ответа на запросы работников не много:

  • прежде всего, это ответ на требование о предоставлении документов и их копий, связанных с работой. Такие запросы могут поступать от текущих и бывших работников как по внутренним каналам организации, так и по почте. Вне зависимости от способа их получения ст. 62 ТК РФ требует обработать их и направить ответ в течение 3 рабочих дней (например, получив такое требование 11.12.2017, его надо отработать до конца рабочего дня 14.12.2017);
  • еще один вариант изложен в ст. 235 ТК РФ – здесь закреплено право работника обратиться в суд, если работодатель не отреагирует на его заявление о возмещении ущерба в течение 10 дней. Соответственно, срок ответа на подобный запрос для работодателя составляет именно 10 дней. Впрочем, здесь установлен «мягкий» вариант срока, поскольку законодатель фактически постановил считать молчание компании равным ее отрицательному ответу. Хотя и в этой ситуации (когда компания согласна с требованиями работника) промедление может привести к отрицательным последствиям. Если работник успеет подать в суд до получения согласия о выплате от организации, с нее дополнительно могут взыскать судебные расходы. Суммы будут не очень большие (госпошлина и расходы на юридические услуги) но тем обиднее, что их можно было избежать, просто своевременно отправив письмо или вручив ответ лично сотруднику.

Кроме явных, прямо указанных сроков, ТК РФ содержит и некоторые пробелы. Так, в ч. 6 ст. 84.1 ТК РФ предусмотрено право работника потребовать выслать ему трудовую книжку по почте. При этом срок, в течение которого трудовая книжка направляется сотруднику, не указан. Представляется, что в этой ситуации возможны 2 варианта:

Порядок определения сроков ответов на требования работника в трудовых отношениях определяется по правилам очень близким к тем, что приняты для расчета сроков в налоговых отношениях. Исчисление сроков в трудовом праве определено в ст. 14 ТК РФ:

  • сроки, исчисляемые годами / месяцами / неделями, истекают в соответствующее число последнего года / месяца / недели;
  • в срок, исчисляемый в календарных неделях или днях, включаются и нерабочие дни;
  • если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В тексте ТК РФ при определении сроков в днях они, как правило, сразу формулируются именно в рабочих днях (например, «не позднее 3 рабочих дней со дня подачи заявления»).

Однако есть и отличие – ТК РФ различает сроки, связанные с возникновением и прекращением прав:

  • срок, связанный с возникновением трудовых прав / обязанностей, начинается с календарной даты, которой определено их начало (например, испытательный срок начинает течь в день заключения трудового договора);
  • срок, связанный с их прекращением, начинается на следующий день после календарной даты, которой определено окончание трудовых отношений (например, срок обращения в суд из-за нарушений при увольнении начинается со дня, следующего за днем увольнения).

Отдельно стоит остановиться на сроках ответов на запросы Государственной трудовой инспекции (ГИТ). Трудовой кодекс РФ не содержит указаний, как быстро компания должна на них реагировать. Порядок взаимодействия данного госоргана и организаций определен подзаконным актом – административным регламентом . Согласно его п. 87 ГИТ самостоятельно определяет данные сроки и указывает их в своих запросах и предписаниях.

Если организация посчитает, что не в состоянии выполнить данные требования в срок, она вправе в пределах установленного в первоначальном предписании периода обратиться с аргументированным запросом об увеличении срока предоставления документов / выполнения иного предписания. Если аргументы сочтут убедительными, срок продлят (п. 88).

* * *

В этом номере журнала мы рассмотрели только часть случаев, когда службе делопроизводства необходимо ориентироваться в законодательно установленных сроках ответов на поступающие в организацию документы.

В следующем номере поможем вам разобраться, как определить сроки ответов своим контрагентам-организациям в рамках гражданско-правовых отношений, а также при общении с потребителями собственных товаров и услуг по правилам закона о защите прав потребителей.

Согласно российским законам, место жительства гражданина страны – это место, где он проживает: частный дом, квартира, специализированный дом, служебное жилое помещение. Для оформления регистрацию по месту проживания необходимо представить в соответствующие органы:

    Удостоверяющий личность документ, которым может быть:

    • свидетельство о рождении (для граждан, не достигших 14 лет);
    • внутренний паспорт;
    • в редких случаях – паспорт гражданина СССР (образца 1974-го года).

    Регистрация на новом месте жительства не представляется возможной, если внутренний паспорт признан недействительным. Среди причин – непригодность документа для использования, обнаруженные в записях неточности, изменение имени, отчества, фамилии заявителя или не произведенная вовремя замена паспорта по достижении 20- и 45-летнего возраста. Регистрация возможна только после замены недействительного паспорта. Не проводится оформление регистрации также по загранпаспорту и удостоверению личности, которое не является постоянным.

    Заявление на регистрацию по месту проживания с подписью собственника жилой площади, которой он подтверждает свое согласие на регистрацию и постоянное проживание заявителя.

    Документ, дающий основание для проживания на жилой площади. Если заявитель ее собственником не является, необходимо заявление владельца, договор, свидетельство о регистрации права собственности либо другой, подтверждающий это право документ. Если заявитель имеет право на пользование жилым помещением или его частью, он должен представить подтверждающий документ: решение суда, договор, свидетельство о регистрации права собственности.

Если помещение является государственной (муниципальной) собственностью, для регистрации в нем заявителя необходимо согласие наймодателя и всех проживающих на данной жилой площади совершеннолетних лиц (в письменном виде).

При наличии в распоряжении соответствующих органов необходимых сведений граждане имеют право не предъявлять документы, являющиеся основанием для вселения.

Если гражданин снялся с учета по предыдущему месту жительства, при оформлении регистрации на новом месте он может представить полученный листок убытия. Однако снятие с регистрации на прежнем месте можно сделать уже при регистрации на новом месте, достаточно написать заявление и заполнить талон о снятии с учета.

Нарушение сроков оформления регистрации

Регистрацию на новом месте жительства гражданин обязан оформить в течение семи дней, обратившись к ответственному лицу либо собственнику жилого помещения. Нарушение этого требования, согласно ст. 19.15 КоАП РФ (часть 1), влечет за собой административную ответственность (штраф в размере 1500 - 2500 руб.). За несвоевременную регистрацию гражданина может быть наказан штрафом в сумме от 2000 до 2500 рублей и собственник жилого помещения (часть 2 ст. 19.15 КоАП РФ).

7-дневный срок исчисляется не со дня отметки о снятии с учета по прежнему адресу, а именно с того дня, когда человек прибыл на новое место жительства. Иногда должностные лица Российской миграционной службы неправомерно составляют протоколы на граждан и назначают административное наказание. Незаконное постановление следует обжаловать в 10-дневный срок, направив письменную жалобу в вышестоящие органы либо в районный суд.

Куда обратиться с заявлением о регистрации

Оформление постоянной регистрации проводится ответственными должностными лицами, которые принимают от граждан документы и передают их в структуры миграционной службы. Этими лицами, в зависимости от форм собственности, являются:

  • собственники жилого помещения, осуществляющие управление самостоятельно;
  • лица, уполномоченные товариществом собственников либо ответственной за регистрацию организацией;
  • лица, контролирующие использование жилого помещения, если оно находится в государственной (муниципальной) собственности;
  • лица, уполномоченные соответствующими органами управления, если помещение находится в собственности жилищного кооператива.

Должностные лица не вправе отказывать гражданину в приеме заявления на регистрацию. Они обязаны представить поданные документы в подразделение миграционной службы не позднее, чем через 3 дня.

Для того, чтобы оформить регистрацию в принадлежащем ему помещении, гражданин должен обратиться к уполномоченным лицам управляющей организации. При их отсутствии следует обращаться напрямую в подразделение миграционной службы. Сделать это можно и через Интернет.

Сроки оформления регистрации

При обращении непосредственно в миграционную службу регистрация по месту проживания оформляется в течение трех дней со дня подачи требуемых документов, при обращении к паспортисту (либо другому уполномоченному лицу) этот срок увеличивается до 6 календарных (а не рабочих!) дней. Если заявитель не предъявит документ, дающий право на вселение (договор найма, свидетельство о регистрации права на жилую площадь), на что он имеет полное право, срок регистрации увеличивается еще на 2 рабочих дня.

Стоимость регистрации

Регистрация граждан по месту проживания оформляется бесплатно. Ответственные за регистрацию лица также обязаны бесплатно подготовить листок прибытия, заполнить карточку регистрации, поквартирную карточку либо внести сведения в домовую книгу. Если заявитель принадлежит к категории лиц, подлежащих наблюдению, без взимания платы заполняются листки учета выбытия и прибытия.

При отсутствии должностного лица, которое ответственно за регистрацию в жилом помещении, принадлежащем гражданину, перечисленные документы заполняются самим заявителем. По поводу оформления постоянной регистрации следует обращаться только к собственнику жилой площади. Мошеннические фирмы, предлагающие оформить регистрацию за плату, в большинстве случаев являются представителями коррумпированных чиновников миграционной службы. А в худшем случае такие документы могут вообще оказаться подделкой, способной причинить множество неприятностей.

График приема граждан

Прием граждан Федеральной миграционной службой по вопросам регистрации проводится в рабочие дни, а также каждую 1 и 3 субботу месяца. Понедельник после приемной субботы является выходным. Иногда установленный график может меняться, но в любом случае количество приемных часов остается прежним.

Граждане имеют возможность приходить на прием по предварительной записи, которая осуществляется при личном обращении, по телефону или посредством электронной почты. Ожидание в очереди по записи не должно превышать 15 минут с того времени, на которое был назначен прием.

Ограничения при оформлении регистрации

Действующие на сегодняшний день правила оснований для отказа в оформлении постоянной регистрации не предусматривают. Право гражданина на свободу передвижения и выбор места жительства может быть ограничено лишь в особых случаях. Например:

  • в закрытых военных городках и административно-территориальных образованиях;
  • в пограничных зонах;
  • в зоне экологических бедствий;
  • на территориях, где введен особый режим по причине опасности массовых заболеваний или отравлений;
  • на территориях, где введено военное (или чрезвычайное) положение.

Это первый вопрос, на который нужно ответить. Хорошо, когда руководитель в своей резолюции указывает срок: «Дать ответ до 02 апреля». А как быть , если срока нет, а вместо него стоит слово «оперативно» или «немедленно» ? Существуют ли строго определенные сроки исполнения документов? Ответы на все вопросы, а также бесплатную памятку по срокам исполнения документов ищите в этой статье.

В принято писать срок исполнения задания. Поэтому их мы трогать не будем и обратимся к сроку исполнения заданий по входящим документам.
Начнем, как всегда, с определения терминов. Главный термин сегодня – «срок исполнения документа» .

Выделяет типовой срок исполнения документа — «срок исполнения документа, установленный нормативным правовым актом» и индивидуальный срок исполнения документа — «срок исполнения документа, установленный организационно-распорядительным документом организации или резолюцией» .

Таким образом, срок исполнения документа мы можем найти в федеральном законе (приказе, постановлении), а можем сами создать внутри своей компании соответствующий приказ или инструкцию по делопроизводству. Кроме того, срок исполнения документа может назначить руководитель в своей .
Напомню, что упомянутый ГОСТ носит рекомендательный характер. Вопросы делопроизводства в коммерческих организациях вообще очень слабо урегулированы. Но, если мы хотим работать грамотно, будем придерживаться существующих документов.
Итак, если в резолюции указан срок выполнения задания , вопросов не возникает.

Бывает так, что срок исполнения указан в самом письме. Например: «Просим предоставить информацию не позднее 10 апреля 2012 года» . Здесь нужно смотреть на адресата: если письмо прислала вышестоящая организация, мэрия, министерство, тем паче прокуратура и т.п., лучше послушаться и ответить в установленный срок. Тем более что документационная деятельность государственных органов регулируется. И уже есть судебная практика, когда коммерческие организации ощутимо штрафовались за несоблюдение правил переписки с госорганами.

Если же одна коммерческая организация получает письмо от другой коммерческой организации, и в этом письме содержится просьба (или требование) ответить в определенный срок, этим можно и пренебречь. Как однажды выразился мой директор, «это их хотелки, а срок ответа – 30 дней».

Действительно, большинство документов, регламентирующих делопроизводство, говорят об ответе на письмо в течение 30 дней со дня его поступления. Например, Типовой регламент внутренней организации федеральных органов исполнительной власти, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28 июля 2005 г. №452. Или Федеральный закон от 02.05.2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ». Я рекомендую всем организациям соблюдать этот срок.

Есть также ряд слов, обозначающих срок исполнения документа:
«Срочно», «немедленно», «незамедлительно» – 3 дня
«Оперативно» – 10 дней
Отсчет дней начинается с момента подписания документа (резолюции).
Итак, как определить срок исполнения документа?
Если срок указан в – исполнить в этот срок.
Если срок указан в письме и в резолюции руководителя – исполнить в срок, указанный в резолюции.
Если срок указан только в письме, и это письмо поступило из вышестоящей или государственной организации – исполнить в указанный срок.
Если срок указан в письме, пришедшем из коммерческой организации, а в резолюции срока нет
Если срок не указан ни в письме, ни в резолюции – исполнить в течение 30 дней с момента регистрации письма.
Если в резолюции есть слова «срочно», «немедленно», «незамедлительно» – исполнить в течение 3 дней.
Если в резолюции есть слово «оперативно» – исполнить в течение 10 дней.

Если перед вами стоит задача контролировать исполнение документов в вашей компании, лучше всего, опираясь на перечисленные мной регламент и закон, прописать сроки исполнения документов в каком-нибудь локальном нормативном акте. Нельзя контролировать людей, будучи голословным: если вы беретесь отслеживать сроки исполнения, будьте готовы ответить на вопрос «А где написано, что нужно именно так?». Идеальный ответ на него – «В инструкции по делопроизводству». Если же ее у вас пока нет, подойдет и обычный приказ.

Большинство людей сталкиваются в своей жизни с необходимостью писать досудебную претензию, жалобу, обращение или требование. Причины и основания могут быть разные, но суть одна. Обращение граждан за защитой необходимо, когда происходит нарушение их прав (в том числе и потребителя). Иногда люди справляются самостоятельно, а иногда без опытного юридического вмешательства лица, чьи интересы нарушены, обойтись не могут. Соответственно, лица, подавшие претензию должны знать, в какие сроки они должны получить ответ. Бывают ситуации, когда ответа вовсе и не ждут, а ждут сразу действий.

Законодательство предусматривает определенные ситуации, когда ответ на обращение граждан должен быть дан в обязательном порядке в строго установленный срок. К примеру, претензию от потребителя должны рассмотреть в течение десяти дней с того момента, как она была вручена. А вот общий срок по договорным обязательствам тридцать дней. Данный вопрос регулируется несколькими нормами законодательства. Соответственно, незнание того, какой нормативно – правовой акт подходит именно к вашему случаю, может привести к неприятным последствиям. Довольно сложно дать ответ на вопрос, а в какой срок ответчик должен ответить на вашу претензию? А если претензия потребителя отправлена в суд, а не продавцу? Количество дней на получение ответа увеличится. А как правильно считать дни, включать или нет в них выходные и праздники? Чтобы разобраться со всеми нюансами изучаемого нами вопроса, лучше обратиться к опытному юристу. Как ни странно, это можно сделать на нашем сайте бесплатно.

Квалифицированные специалисты дадут вам консультацию быстро и без лишних хлопот в виде поиска юридической конторы, консультирующей граждан, ожидания в очереди, оплаты за совет.

Понятие срока ответа на претензию или обращение граждан (потребителя) можно разделить на две составляющих. К примеру, вы написали жалобу директору магазина. Так вот в итоге вы можете ждать два ответа:

  • письмо, в котором будет указанно согласие лица на выполнение ваших требований;
  • если оппонент согласен на ваши требования – письмо, в котором будет указан срок их удовлетворения или письмо, в котором будет указано, что требования по вашему обращению выполнены.

В самом простом варианте, ответ на обращения граждан может быть получен либо положительный, либо отрицательный. Все остальные нюансы обговариваются сторонами дополнительно. Также, к примеру, продавец может предложить другой выход из возникшей ситуации, который устроит потребителя, независимо от того, что он писал в жалобе. В любом случае вы должны знать, что отказ от принятия вашей претензии или отказ от выполнения ваших требований (если они взяты не из головы и подкреплены конкретными нормативно – правовыми актами) это повод для обращения в Роспотребнадзор, прокуратуру, судебные органы. Ровно также, как нарушение сроков ответа на ваше заявление, установленных законом или указанных в договоре. Очень часто люди путают сроки по КАСКО и ОСАГО. Надо понимать, что, несмотря на то, что оба эти продукта имеют отношение к страхованию автомобилей, регламентируются они разными законами, соответственно и сроки получения ответов будут различаться.

Чтобы сократить срок ответа или не получить отказ, обращение необходимо грамотно составить. В этом вам могут помочь наши специалисты, постоянно работающие на сайте.

Также, пролистав меню сайта, вы самостоятельно найдете большое количество информации о том, как правильно писать и жаловаться в различные органы.

Основные поводы для подачи претензии

Разберем основные сроки ответов на обращения граждан, установленные законом:

  • на ответ по претензии потребителя дается десять дней;
  • на ответ из судебных органов дается тридцать дней;
  • на ответ по обращению граждан в муниципальные (либо иные государственные) органы по закону дается тридцать дней (в исключительных случаях, если ситуация требует срочного решения проблемы дается пятнадцать дней);
  • сроки ответа на претензию по договорным обязательствам устанавливаются непосредственно в самом договоре, либо, при отсутствии данного пункта приравниваются к месяцу (тридцать дней);
  • срок ответа на обращение в ЖКХ или УК регулируются законом защиты прав потребителя (десять дней) и иными законодательными актами;
  • срок ответа по претензии к страховой компании по КАСКО регулируются законом защиты прав потребителя (десять дней);
  • срок ответа на обращение граждан в страховую компанию по ОСАГО регулируется законом об обязательном страховании и составляет пять дней.

Необходимо знать, что просчитывая сроки ответа на ваше письмо нельзя учитывать выходные дни и праздники, в которые в России не работают.

То есть, все указанные данные считаем только по рабочим дням. В итоге выходит ожидание больше, чем мы изначально рассчитываем. Также, время на доставку ответа тоже не считается. К примеру, вам написали ответ на тридцатый день, поставили дату, исходящий номер и отправили ответ по почте (при этом сохранив в обязательном порядке квитанцию от заказного письма). И все, придраться не к чему, даже если письмо до вас летело больше месяца.

По всем вышеперечисленным пунктам, а также в любой иной ситуации вы можете проконсультироваться с опытными юристами на нашем сайте. Специалисты идут в ногу со всеми изменениями в законодательстве и готовы помочь вам в любое время бесплатно.