Анализ умк по химии о с габриеляна. Химия

«Анализ УМК по химии»

Габриелян О.С. «Химия» 2014 «Дрофа»

II. Структура УМК:

2. Учебники;

3. Рабочие тетради;

4. Методические пособия для учителя;

5. Мультимедийные приложения.

III. Содержание составляющих УМК:

1. Автор программы О.С.Габриелян построил курс изучения химии на основе концентрического подхода, где весь теоретический материал рассматривается в первый год обучения (8 класс). В 9 классе продолжается изучение химии элементов и водится краткий курс органической химии. В 10 классе изучаются важнейшие органические соединения. В 11 классе обобщаются и углубляются знания по общей химии.

Ведущая идея курса – знания не заучиваются, а выводятся
на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений.

В основу курса химии Габриеляна положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трех форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами). Обучающимся предлагается не запоминать набор химических фактов, а генерировать эти знания на основе общих принципов, теорий и законов химии. Например, рассмотрение особенностей структуры органического вещества, электронных и пространственных эффектов, содержащихся в его составе фрагментов, позволяет спрогнозировать (а не заучивать) химические свойства соединения.

2. Учебники по химии Габриеляна О.С. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Учебники Габриеляна «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс» составляют комплекс, который служит полным курсом химии для основной школы. Красочные иллюстрации, разнообразные вопросы и задания способствуют активному усвоению учебного материала. Основные правила и определения, ключевые слова и словосочетания выделены в тексте таким образом, чтобы более прочному их запоминанию способствовала также зрительная память ученика. В конце каждого параграфа приводится перечень вопросов, направленных на демонстрацию связи химии с другими науками и повседневной жизнью. Учебник построен с учетом реализации межпредметных связей с курсом физики 7 класса, где изучаются основные сведения о строении молекул и атомов, и биологии 6-8 классов, где дается знакомство с химической организацией клетки и процессами обмена веществ. Методический аппарат учебников разработан таким образом, чтобы способствовать более прочному усвоению материала. Дифференцированные вопросы и задания, в том числе творческого характера и требующие работы с различными источниками информации, включая интернет-ресурсы, и темы для дискуссии, приводимые в конце каждой главы учебника, способствуют мотивации учеников к изучению предмета и помогают подготовиться к итоговой аттестации в форме ОГЭ.
Курс учебника «Химия. 10 класс. Углубленный уровень» отличается от всех существующих глубокой практической направленностью. Материал дается в связи с экологическими, медицинскими, биологическими, культурологическими аспектами знаний. Особенно хочется подчеркнуть актуальность материала впервые представленной в отечественных школьных учебниках главы «Биологически активные соединения», в которой автор знакомит обучающихся с такими жизненно важными веществами, как витамины, ферменты, гормоны и лекарства. Глава написана очень интересно. В ней сделан акцент на острых социальных проблемах современного общества, например наркомании. Учебники рассчитаны на изучение химии 3/4 часа в неделю. Учебник «Химия. 11 класс. Углубленный уровень» завершает и обобщает курс химии, изложенный в учебниках для 8–10 классов. Ведущая идея учебника – способствовать формированию у выпускников школ единой химической картины мира через единство основных понятий, законов и теорий неорганической и органической химии.

Интересен представленный в учебниках химический эксперимент. Отдельные работы сгруппированы в блоки.


3. Рабочие тетради содержат большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки умений и навыков, закрепления основных понятий, содержащихся в учебниках.

Первая часть в них представляет собой четкий, лаконичный и очень информативный опорный конспект учебного материала каждого параграфа. Конспект, который создается в сотворчестве и сотрудничестве учителя и учеников, может быть оформлен не только в классе, но и дома или на следующем уроке во время опроса (решать учителю). На результат «работает» и вторая часть тетради: выполнение приведенных в ней заданий к параграфам позволяет не просто выучить материал, но и получить опыт применения знаний в ходе самостоятельных и контрольных работах, а в последующем – на экзаменах в форме ГИА и ЕГЭ, поэтому многие задания предложены в формате государственных испытаний.
Специальными знаками отмечены задания, направленные на формирование метапредметных умений (планировать деятельность, выделять различные признаки, сравнивать, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи, преобразовывать информацию и др.) и личностных качеств обучающихся.

Тетради для лабораторных опытов и практических работ содержит инструкции к лабораторным опытам и практическим работам, предусмотренным программой.

Тетради для оценки качества знаний по химии являются частью УМК и включают проверочные работы по соответствующим разделам учебника. Тетради могут быть использованы как на уроках, так и в процессе самоподготовки.

4. Методические пособия содержат примерное тематическое планирование программного материала и методические рекомендации к новым и наиболее трудным темам курса , серию обобщающих таблиц и схем по важнейшим темам курса, методические рекомендации по их использованию в процессе обучения и, что наиболее актуально при переходе на новые ФГОС, формируемые универсальные учебные действия различного типа. Для реализации идеи целеполагания в пособии, так например, 11кл углублённый уровень, приведены рекомендации по изучению темы, которая часто отсутствует в учебниках других авторов, - «Химия в жизни общества». Хочу отметить, что пособия для учителя непрерывно совершенствуются, это огромная помощь в работе, так как мои обучающиеся ежегодно сдают ОГЭ и ЕГЭ по химии.

5. Мультимедийные пособия к учебникам О.С. Габриеляна включают информационные объекты различных типов: иллюстрации, анимированные фрагменты, видео, интерактивы, трехмерные модели. Для удобства использования в учебном процессе все объекты структурированы в соответствии с оглавлением учебника. В состав электронных пособий входят уроки, включающие анимации, которые помогают изучить новый материал, интерактивные контролирующие модули, которые можно использовать как для тренинга, так и для контроля знаний, виртуальные лаборатории.

Использование электронного издания на уроке делает обучение более эффективным и информационно насыщенным, использование во внеклассной работе или при самоподготовке помогает лучше изучить, запомнить, усвоить материал учебника.

IV. Стандарты второго поколения ориентированы на замену знаниевой парадигмы в обучении на компетентностную, когда школьники усваивают не сумму знаний и умений, а учатся получать, анализировать, перерабатывать эти знания – овладевают универсальными учебными действиями, позволяющими достичь метапредметных, предметных и личностных результатов образования. И это эффективно с УМК О.С.Габриелян

Учебно-методический комплекс О.С.Габриеляна позволяет реализовать интеграцию химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Пользуясь необычным приемом художественного образа при описании химического объекта, автор приводит многочисленные яркие, своеобразные примеры из литературы и истории. А это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в нехимической сфере человеческой деятельности. Внутрипредметная интеграция охватывает однородный материал из программы разных лет обучения, что позволяет сформировать представление о химии как о целостной науке, показать единство её понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их, как для неорганической, так и для органической химии.

УМК Габриеляна постоянно развивается и дополняется, оставаясь современным и отвечающим образовательным стандартам.

Список используемой литературы:
1. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. «Анализ современного урока» Практическое пособие ТУ «Учитель», 2002.
2. Подходова Н.С., Титова И.М. Метаметодика как новое научное направление // «Метаметодика: продуктивный диалог предметных методик обучения» Сборник научных трудов по непрерывному образованию. Вып. 4. - СПб.: «Культ-Информ-Пресс», 2004. – С. 5 – 17.
3. Бурая И.В. Интеграция знаний и умений как условие творческого саморазвития личности./ И.В. Бурая, О.С. Аранская //Химия в школе. – 2001. - №10. – С.23-32


Кожукарь М.К. , учитель химии МКОУ "Бутиковская СОШ", Тульская область

Преимуществами линии УМК по химии О.С. Габриеляна являются доступность изложения, конкретность понятий, процессов. В учебниках присутствуют алгоритмы решения задач и уравнения химических реакций (желательно их добавить и в базовый уровень).

Москальчук Т.С. , учитель химии, биологии, Омская область

Красочность, наглядность, связь с жизнью, хороший подбор упражнений и задач в учебниках, наличие рабочих тетрадей - все это относится к плюсам учебного комплекса по химии.

Надеюсь, что линейка Габриеляна войдёт в федеральный Новый перечень учебником. Мы привыкли к этому УМК.

Шевченко А.В. , учитель химии МБОУ лицей N4, Воронеж

Материал в учебниках по химии линии УМК О.С. Габриеляна изложен доступным языком в логической последовательности, но хотелось бы побольше заданий практико-ориентированного характера.

Болтнева О.В. , учитель химии и географии, МБОУ Верхнеспасская СОШ

Все учебники имеют глубоко продуманную, выверенную, научно и методически обоснованную структуру. УМК полностью соответствует ФГОС нового поколения, позволяет в полной мере осуществлять системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию, способствующий развитию ключевых компетенций, формированию универсальных учебных действий.

Наличие рабочих тетрадей и тетрадей для лабораторных и практических работ позволяет экономить время обучающихся, кроме этого, рабочие тетради являются незаменимыми учебными пособиями при подготовке учащихся к будущей сдаче ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ.

Е. Г. Зубцова , учитель химии и биологии МОУ СОШ №17 г. Подольска Московской области

УМК содержит весь необходимый теоретический и практический материал, предусмотренный государственным образовательным стандартом по химии.

Е. Е. Егошина , учитель химии ГБОУ ЦО №1601 г. Москвы

В учебниках используются понятный для учащихся язык, а так же современные научные факты и примеры из жизни. Курс обеспечивает высокий уровень знаний учащихся по химии.

Работающий по данному УМК учитель имеет полное методическое обеспечение. УМК Габриеляна постоянно развивается и дополняется, оставаясь современным и отвечающим образовательным стандартам.

С. А. Сладков , к. п. н., учитель ГБОУ СОШ №2016 г. Москвы

Учебники построены по концентрическому принципу, удовлетворяют требованиям государственного образовательного стандарта по химии. В основу курса положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трёх форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами).

Электронные приложения к учебникам О.С.Габриеляна включают информационные объекты различных типов: иллюстрации, анимированные фрагменты, видео, интерактивы, трёхмерные модели.

В составе УМК полный комплект, в методической помощи нет необходимости, всё в свободном доступе есть на сайте.

Продукцию можно оценить на "5".

Е.Е. Ерёмкина , учитель химии, Алтайский край, Вольск

В учебниках химии О.С. Габриеляна наиболее доступно изложен материал для обучающихся, задания в конце параграфов направлены на формирование различных УУД.

В УМК хотелось бы добавить направления проектных и исследовательских работ и справочник по химии для подготовки в ВУЗы.

Пятых Татьяна Васильевна , учитель химии и биологии МАОУВ(С)ОШ № 13 города Тюмени

Многие из нас уже много лет преподают по УМК Габриеляна О.С., а увидеть его на вашем вебинаре было для меня настоящим удовольствием! Как приятно, что автор таких заслуженных учебников может пообщаться с людьми с разных уголков нашей родины! Спасибо за ваши вебинары по химии.

Керчинская Р.К , учитель химии, г. Ейск

Посмотрела всю серию вебинаров Ахметова М.А. Иногда была плохая связь, но всё равно большое спасибо за возможность проконсультироваться по вопросам, которые меня волновали в ходе подготовки моих учеников к ЕГЭ! С сентября опять начинаю смотреть ваши вебинары по химии!

Филимонова П.У. , учитель химии и биологии, г. Гусь-Хрустальный

Плюсы УМК по химии О. С. Габриеляна: четкость изложения материала, красочность, примеры из жизни и истории. Очень бы хотелось, чтобы было электронное приложение для учителей: планирование в ворде с датами по плану и по факту, с домашними заданиями.

Шевченко Алла Вячеславрвна , учитель химии МБОУ лицей N4, Воронеж

Все учебники имеют глубоко продуманную, выверенную, научно и методически обоснованную структуру. УМК полностью соответствует ФГОС нового поколения, позволяет в полной мере осуществлять системно-деятельностный подход к обучению и воспитанию, способствующий развитию ключевых компетенций, формированию универсальных учебных действий.

Наличие рабочих тетрадей и тетрадей для лабораторных и практических работ позволяет экономить время обучающихся, кроме этого, рабочие тетради являются незаменимыми учебными пособиями при подготовке учащихся к будущей сдаче ГИА (ОГЭ) и ЕГЭ.

Е. Г. Зубцова , учитель химии и биологии МОУ СОШ №17 г. Подольска Московской области

Логика построения курса, которая предполагает совершенствование знаний по концентрическому принципу построения программ, понятна школьникам и вместе с тем соответствует логике вузовских учебников.

Учет системно-деятельного подхода, активное освоение учащимися универсальных учебных действий на содержательном материале химической науки с сохранением знаниевой составляющей школьного курса химии - вот основные характеристики УМК.

Учебники написаны внятно и грамотно.

Т. Е. Деглина , учитель химии МОУ «Гимназия №1» г. Воскресенска Московской области

УМК содержит весь необходимый теоретический и практический материал, предусмотренный государственным образовательным стандартом по химии.

Линия учебно-методических комплектов (УМК) «Химия» (авторы: Габриелян О.С. и др.) предназначена для 7-11 классов общеобразовательных учреждений. УМК выпускает издательство «Дрофа» .

В основу курса химии Габриэляна положено ключевое понятие «химический элемент» в виде трех форм его существования (атомы, простые вещества, соединения с другими элементами). Ведущая идея курса - знания не заучиваются, а выводятся на основании минимальных, но тщательно отобранных первоначальных сведений, например о строении атома. С первых же уроков учащиеся знакомятся с таблицей Д. И. Менделеева.

Учебники по химии Габриэляна О.С. включены в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования (приказ Минобрнауки России от 31 марта 2014г. N 253). Содержание учебников соответствует федеральному государственному образовательному стандарту основного общего образования (ФГОС ООО 2010 г.).

Линию открывает пропедевтический курс для изучения химии в 7 классе. Данный курс готовит учащихся к восприятию нового предмета и базируется на изучении веществ и химических реакций, знакомых школьникам из повседневной жизни, с минимальным использованием химических формул, уравнений реакций и расчетных задач. Предметная линия «Химия. Вводный курс. 7 класс» используется в рамках части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений.

Состав УМК «Химия. Вводный курс» для 7 класса:
- Учебник c электронным приложением (на сайте издательства). Авторы: Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.
- Рабочая тетрадь. Авторы: Габриелян О.С., Шипарева Г.А.
- Практикум. Авторы: Габриелян О.С., Аксенова И.В.
- Методическое пособие. Авторы: Габриелян О.С., Шипарева Г.А.

Состав УМК «Химия» Габриэляна О.С. и др. для 8-9 классов:
- Учебник c электронным приложением (на сайте издательства). 8, 9 классы. Автор: Габриелян О.С.
- Рабочая тетрадь. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Сладков С.А.
- Тетрадь для лабораторных опытов и практических работ. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Яшукова А.В.
- Контрольные и проверочные работы. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С. и др.
- Тетрадь для оценки качества знаний по химии. 8, 9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Купцова А.В.
- Диагностические работы. 8 класс. Автор: Купцова А.В.
- Химия в тестах, задачах, упражнениях. Учебное пособие. 8 класс. Авторы: Габриелян О.С., Смирнова Т.В., Сладков С.А.
- Мультимедийное приложение. 8, 9 классы. Автор: Габриелян О.С.
- Вода в нашей жизни. Методическое пособие. 8-9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Попкова Т.Н., Сивкова Г.А., Сладков С.А.
- Методическое пособие. 8-9 классы. Авторы: Габриелян О.С., Купцова А.В.
- Рабочие программы. 7-9 классы.

Учебники Габриеляна «Химия. 8 класс» и «Химия. 9 класс» составляют комплекс, который служит полным курсом химии для основной школы. Красочные иллюстрации, разнообразные вопросы и задания способствуют активному усвоению учебного материала. Основные правила и определения, ключевые слова и словосочетания выделены в тексте таким образом, чтобы более прочному их запоминанию способствовала также зрительная память ученика. В конце каждого параграфа приводится перечень вопросов, направленных на демонстрацию связи химии с другими науками и повседневной жизнью. Электронные приложения к учебникам размещено на сайте издательства «Дрофа».

Рабочие тетради содержат большое количество заданий, которые могут быть использованы для отработки умений и навыков, закрепления основных понятий, содержащихся в учебниках. Тетради также могут использоваться с учебниками, соответствующими Федеральному компоненту государственного образовательного стандарта.

Тетради для лабораторных опытов и практических работ содержит инструкции к лабораторным опытам и практическим работам, предусмотренным программой.

Контрольные и проверочные работы состоят из текстов контрольных и проверочных работ, соответствующих программе по химии для 8 и 9 классов О.С. Габриеляна. Пособия предназначено для проведения на уроках текущего и итогового контроля по основным темам курса.

Тетради для оценки качества знаний по химии являются частью УМК и включают проверочные работы по соответствующим разделам учебника. Тетради могут быть использованы как на уроках, так и в процессе самоподготовки.

Учебное пособие «Химия в тестах, задачах, упражнениях» для 8 класса содержит разнообразные задания (тесты, задания со свободно конструируемым ответом, расчетные задачи) двух уровней сложности, в том числе в формате ГИА и ЕГЭ. Рассмотрены подходы к решению заданий различных типов. В конце каждого раздела приведены проверочные работы по теме, состоящие из двух частей - обязательной и дополнительной (повышенной сложности). Ко всем заданиям даны ответы.

Пособие «Диагностические работы» предназначено для организации тематического и итогового контроля предметных и метапредметных результатов изучения химии в 8 классе. Диагностические работы помогут учителю объективно оценить результаты обучения, учащимся - подготовиться к итоговой аттестации (ГИА), прибегая к самопроверке, а родителям — организовать работу над ошибками при выполнении учащимися домашнего задания.

Мультимедийные пособия к учебникам О.С. Габриеляна включают информационные объекты различных типов: иллюстрации, анимированные фрагменты, видео, интерактивы, трехмерные модели. Для удобства использования в учебном процессе все объекты структурированы в соответствии с оглавлением учебника. В состав электронных пособий входят уроки, включающие анимации, которые помогают изучить новый материал, интерактивные контролирующие модули, которые можно использовать как для тренинга, так и для контроля знаний, виртуальные лаборатории.

Пособие «Вода в нашей жизни» предназначено для учителей. Оно содержит дополнительные материалы к учебникам О.С. Габриеляна для 8 и 9 классов.

Методическое пособие содержит примерное тематическое планирование программного материала 8 и 9 классов и методические рекомендации к новым и наиболее трудным темам курса.

Cборник «Химия. Рабочие программы. 7-9 классы» содержит: программу курса химии для 7 класса и программу основного общего образования по химии Габриеляна О.С. и др. для 8-9 классов, программу основного общего образования по химии Еремина В.В. и др. для 8-9 классов.


Если материал вам понравился, нажмите кнопку вашей социальной сети: